Фильтр. Формальная проверка: Ошибок нет

1
001 otob17_no2_ss88_ad1
100 ## $a20170914d2017 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aСистемные аспекты технологии управления научными и образовательными сервисами$dSystem aspects of management technology for scientific and educational services$fА. А. Зацаринный, А. П. Шабанов$zeng$b[Текст]
215 ## $cрис.
225 1# $aНовые технологии
320 ## $aБиблиогр.: с. 95-96 (15 назв.)
330 ## $aРазработана технология оперативно-технического управления научными и образовательными сервисами, основу которой составляет комплекс технических решений для обеспечения информационной поддержки деятельности организационных систем – потребителей и поставщиков научных и образовательных сервисов. Представлены основные положения технологии оперативно-технического управления научными и образовательными сервисами, разработанные на основе инновационных технических решений и с учётом перспективных цифровых трендов по обеспечению бизнес-услуг. Под бизнес-услугой понимается ИТ-услуга, которая напрямую поддерживает бизнес-процесс – процесс предоставления научного или образовательного сервиса на базе единой информационно-управляемой среды. Предлагаемая технология является вкладом научного сообщества в реализацию стратегических национальных приоритетов РФ. Преимуществом представленной технологии, по сравнению с аналогами, является повышение эффективности управления деятельностью организационных систем – поставщиков и потребителей научных и образовательных сервисов, за счёт автоматического выполнения оценки состояния их бизнес-услуг и автоматического управления объектами деятельности с учётом выполненной оценки. Использование в технологии способа предоставления потребителям научных и образовательных сервисов, как оказание бизнес-услуг в соответствии с концепцией управления ИТ-услугами, обеспечивает универсальность подхода к построению баз знаний и логики использования этих знаний как для управления ИТ-инфраструктурой поддержки бизнес-услуг, так и для управления собственно бизнес-услугами. Такой подход позволяет оптимизировать состав прикладных программ в системе управления научными и образовательными сервисами, а также обеспечить на этапе проектирования условия для анализа и принятия решения по выбору ИТ-инфраструктуры для предоставления научных и образовательных сервисов их потребителям.
330 ## $aResearch purpose: to develop the technology of operational-technical management of scientific and educational services. Methods: methods of patent research and analysis of critical technologies of information and control systems; methods of system approach to organize and manage IT services to meet business needs. Topicality. The state policy in the sphere of national security and socio-economic development of the Russian Federation, carried out in the face of new threats requires correcting structural imbalances in the economy. National interests should be implemented by means of strategic priorities in the various sectors of the economy, in the financial sphere - the timely implementation of government programs. In the Message of the President of the Russian Federation Vladimir Putin to the Federal Assembly on December 1, 2016 one of the priorities defined the creation of a national research infrastructure, representing the information and technology platform for the integration of the intellectual resources in the field of science, education and production with the aim of creating the conditions for qualitative changes in the field of science and technology. In this connection, scientific-methodical and systematic technical issues to systematize services of scientific and educational institutions of the country and creation of the united informational and analytical system of the management of such services seem to be topical. Within the framework of the whole complex of problems to design such a system, the development issues of technologies for the effective operational-technical management of scientific and educational services are of great interest. Results. The technology of operational-technical management of scientific and educational services was developed, which is a complex of technical solutions to provide information support for the activities of organizational systems – consumers and suppliers of scientific and educational services. This article presents the main provisions of technology for operational-technical management of scientific and educational services, based on innovative technical solutions and taking into account the perspective of digital trends to ensure business services. The business service in the article means IT service that directly supports a business process – the process of providing for scientific or educational service, based on the unified information and managed environment. The proposed technology is the contribution of the scientific community in the realization of the strategic national priorities of the Russian Federation. Conclusion. The advantage for the provided technology, in comparison with analogues, is to increase the efficiency of the management of organizational systems – consumers and suppliers of scientific and educational services, due to the automatic assessment of their business services and automatic management of activities with the assessment. The method, used in this technology, to provide consumers with scientific and educational services in the form of business services in accordance with the concept of IT service management ensures universality of approach to create the knowledge base and algorithms to use the knowledge for managing IT infrastructure support of business services, and to manage business services. This approach allows to optimize the composition of the applications in the management of scientific and educational services, as well as to ensure the conditions at the design stage for analysis and decision-making by the choice of IT infrastructure for the provision of scientific and educational services to consumers.
461 #0 $1011 $a1818-4243$12001 $aОткрытое образование
463 #0 $12001 $a№ 2$vС. 88-96$1210 $d2017
601 02 $aФедеральный исследовательский центр "Информатика и управление" РАН$2AR-MARS
601 02 $a"Информатика и управление", федеральный исследовательский центр РАН$2AR-MARS
606 ## $aОбразование. Педагогика$2AR-MARS
606 ## $aВысшее профессиональное образование$2AR-MARS
606 ## $aПрименение вычислительной техники в педагогике$2AR-MARS
610 0# $aИТ-услуги
610 0# $aаппаратно-программные средства
610 0# $aбизнес-услуги
610 0# $aвычислительные ресурсы
610 0# $aинформационные технологии
610 0# $aнаучная деятельность
610 0# $aнаучные сервисы
610 0# $aобразовательные сервисы
610 0# $aоперативно-техническое управление
610 0# $aорганизационные системы
610 0# $aуправление научными сервисами
610 0# $aуправление образовательными сервисами
686 ## $2rubbk$a74.58$vТаблицы для массовых библиотек
686 ## $2rubbk$a74с
700 #1 $aЗацаринный$bА. А.$gАлександр Александроваич$cдоктор технических наук; профессор$4070$6z01712
701 #1 $aШабанов$bА. П.$gАлександр Петрович$cдоктор технических наук$4070$6z02712
790 #1 $aZatsarinnyy$bA. A.$4070$6z01712
790 #1 $aShabanov$bA. P.$4070$6z02712
712 02 $aФедеральный исследовательский центр "Информатика и управление" РАН$6z01700$cМосква
712 02 $aФедеральный исследовательский центр "Информатика и управление" РАН$6z02701$cМосква
005 20170914114302.2
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-otob17_no2_ss88_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$botob$cНаучная библиотека Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана$d321
903 ## $ayear$b2017
903 ## $ano$b2
903 ## $ass$b88
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b41713508$c20170914$gRCR
801 #1 $aRU$b41713508$c20170914
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20170914$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20170914
675 ## $a378
675 ## $a371.69:004.3
2
001 otob17_no2_ss78_ad1
100 ## $a20170913d2017 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aКогнитивный подход к созданию интеллектуальных модулей организационно-технических систем$dCognitive approach to developing the intelligent modules of organizational and technical systems$fВ. М. Трембач$zeng$b[Текст]
215 ## $cрис.
225 1# $aПроблемы информатизации экономики и управления
320 ## $aБиблиогр.: с. 86-87 (21 назв.)
330 ## $aЦелью исследования являются интеллектуальные модули организационно-технических систем (ОТС) для решения задач целенаправленного поведения, учитывающие особенности управления объектом в быстроменяющейся внешней среде. В широко используемой компьютерной парадигме заложены символьные представления информации и их обработка с помощью алгоритмических, ориентированных на логику и комбинаторику процедур. Данный компьютерный подход при решении некоторых интеллектуальных задач уступает человеку. Одним из применяемых подходов к исследованию сложных задач может быть использование какой- то более простой модельной задачи. Для таких моделей исследуется возможность применения когнитивного подхода, который можно использовать в интеллектуальных модулях ОТС для решения задач целенаправленного поведения. Для решения задач целенаправленного поведения, учитывающих особенности управления объектом в быстроменяющейся внешней среде, используется когнитивный подход к кибернетическим системам, которые могут использоваться в качестве интеллектуальных модулей ОТС. Автором был дополнительно рассмотрен кибернетический подход к эволюции и использование простой модели системы с целенаправленным поведением. Когнитивный подход включает множество проблем. Решение этих проблем связано с использованием методов, учитывающих когнитивные механизмы человека при восприятии окружающего мира, мышлении, познании новых ситуации, объяснении и понимании. Для системы с простой моделью рассматриваются вопросы категоризации, роль и место гештальта, формирование значений признаков, как важного элемента когнитивной семантики. В ходе дальнейших исследований необходимо должное внимание уделять знаниям кибернетической системы, подходам к их представлению, способам хранения и обработки, методам интерпретации и создания новых знаний. Автором предлагается структура кибернетической системы с простой моделью поведения. Эта система способна решать относительно несложные задачи целенаправленного поведения. При добавлении модулей, обеспечивающих распознавание примитивных изображений (геометрические фигуры, объекты), распознавания речи и формирования голосовых сообщений, кибернетическая система способна формировать новые признаки о внешнем мире. Используя такие признаки и новые управляющие воздействия, робот может строить более сложные взаимодействия с действительностью. В новой системе (роботе КСЮХА), для дальнейшего использования, могут быть выделены отдельные категории (зачатки категорий), которые станут прототипом категорий для будущих и далеких по эволюционной лестнице потомков этой кибернетической системы (робота). Применение рассмотренных подходов позволит подойти к решению задач формирования категорий, а в дальнейшем и базовых категорий, для использования когнитивных механизмов мышления человека. Данные механизмы смогут применяться в кибернетических системах для решения задач целенаправленного поведения.
330 ## $aThe aim of the study is intelligent modules of organizational-technical systems (OTS) for solving the task of purposeful behavior taking into account features to operate the object in a rapidly changing external environment. A widely used computing paradigm contains inherent symbolic submissions of information and their processing with algorithms focused on the logic and combinatorics of procedures. This computer approach in solving some intellectual tasks is inferior to the man. One of the approaches to study complex tasks can be the use of a simpler model task. For such models, the article investigates the possibility of using the cognitive approach that can be used in the intelligent modules of OTS for solving tasks of purposeful behavior. In order to solve the task of purposeful behavior taking into account features to operate the object in a rapidly changing external environment a cognitive approach to cybernetic systems as intelligent modules of OTS can be used. The author considered the cybernetic approach to the evolution and use of simple model systems with purposeful behavior. A cognitive approach includes plenty of problems. The solution of these problems is connected with the methods, taking into account cognitive aspects referring to processes of perception, thinking, knowledge, explanations and understanding. In a system with a simple model the issues of categorization, the role and place of the Gestalt, the formation of the characteristic values as an important element of cognitive semantics are considered. In further studies it is necessary to pay due attention to the knowledge of cybernetic systems, their submissions, storage, processing, interpretation and production of new knowledge. As a result of the research, the structure of a cybernetic system with a simple model of behavior is proposed. This system is able to solve relatively simple tasks of purposeful behavior. When adding modules, providing recognition of primitive images (geometrical shapes, objects), speech recognition and the formation of voice messages, the cybernetic system is capable to form new signs about the outside world. Using such signs and new controlling actions, the robot can build a more complex interaction with reality. A new system (the robot KSUKHA) allows considering separate categories (the beginnings of the categories) for the further use. Separate categories can become the prototype categories for the future and distant descendants of this cybernetic system (robot) in this evolutionary tree. Application of the considered approach will allow us to come to the solution of tasks of forming categories, and in future to form basic categories to use cognitive mechanisms of human thinking. These mechanisms can be applied in cybernetic systems for solving the tasks of purposeful behavior.
461 #0 $1011 $a1818-4243$12001 $aОткрытое образование
463 #0 $12001 $a№ 2$vС. 78-87$1210 $d2017
606 ## $aОбразование. Педагогика$2AR-MARS
606 ## $aПрименение вычислительной техники в педагогике$2AR-MARS
606 ## $aРадиоэлектроника$2AR-MARS
606 ## $aИскусственный интеллект. Экспертные системы$2AR-MARS
610 0# $aинтеллектуальные модули
610 0# $aинтеллектуальные роботы
610 0# $aискусственный интеллект
610 0# $aкибернетические системы
610 0# $aкогнитивная семантика
610 0# $aкогнитивный подход
610 0# $aкомпьютерная парадигма
610 0# $aроботы
610 0# $aцеленаправленное поведение
686 ## $2rubbk$a74с$vТаблицы для массовых библиотек
686 ## $2rubbk$a32.813
700 #1 $aТрембач$bВ. М.$gВасилий Михайлович$cкандидат технических наук; доцент$4070$6z01712
790 #1 $aTrembach$bV. M.$4070$6z01712
712 02 $aМосковский авиационный институт (национальный исследовательский университет)$6z01700
005 20170914114302.9
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-otob17_no2_ss78_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$botob$cНаучная библиотека Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана$d321
903 ## $ayear$b2017
903 ## $ano$b2
903 ## $ass$b78
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b41713508$c20170913$gRCR
801 #1 $aRU$b41713508$c20170913
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20170914$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20170914
675 ## $a371.69:004.3
675 ## $a004.8
3
001 otob17_no2_ss68_ad1
100 ## $a20170913d2017 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aКомплекс для изучения энергетически автономных коллективов роботов$dEnergetically self-sufficient robot group study kit$fМ. А. Ровбо, А. А. Малышев$zeng$b[Текст]
225 1# $aПроблемы информатизации экономики и управления
320 ## $aБиблиогр.: с. 77-75 (26 назв.)
330 ## $aРассматривается проект создания учебно-исследовательского программно-аппаратного комплекса, предназначенного для использования в образовательной проектной деятельности и основанный на тематике энергетически автономной робототехники. Важной особенностью комплекса является междисциплинарность, так как робототехника объединяет в себе множество областей науки и техники: механику, конструирование, электронику, программирование, элементы искусственного интеллекта, энергетику и другие. Учащиеся получают базовые знания в этих областях и практические навыки по решению реальных задач, требующих конвергентного подхода. Комплекс является показательным экспериментальным базисом, позволяющим изучать особенности управления роботом и его программно-аппаратную структуру при внесении конструкционных изменений, в том числе и при использовании различных энергетических блоков: солнечных, топливных, термоэлектрических и других. Энергетические блоки - преобразователи и источники различной возобновляемой энергии - можно рассматривать как с теоретической точки зрения, т. е. со стороны принципов их функционирования, так и с практической - знакомиться с их применением в реальных системах. Другой важный аспект работы с комплексом - разработка программной архитектуры робота и коллектива роботов, изучение особенностей взаимодействия между ними. Помимо выполнения целевой задачи, в алгоритме функционирования робота должны учитываться вспомогательные задачи, такие как поддержание уровня заряда аккумулятора, коммуникация с другими членами коллектива при многоагентном управлении, что позволяет изучать распределение приоритета между этими задачи, что показано на примере многокритериальной оптимизации. Прототип комплекса и работа с ним согласно описываемому подходу была частично апробирована путём проведения вычислительных экспериментов с алгоритмами, основанными на различных поисковых методах - случайном поиске, поиске ближайшего источника и методе многокритериальной оптимизации, - многоагентной парадигме, адаптивном управлении, которые показывают разнообразие возможных подходов и иллюстрируют процесс работы учащихся с комплексом. Аппаратная база апробировалась тестированием различных энергетических модулей, а также сборкой робота из модулей предложенной элементной базы. Результаты показали возможность и перспективность изучения разнообразных междисциплинарных тем с помощью разработанного программно-аппаратного комплекса.
330 ## $aThe article considers the project of educational and research software and hardware kit designed for use in case-based educational project activities based on the theme of energetically autonomous robots. An important feature of the complex is its interdisciplinarity since robotics combines many fields of science and technology — mechanical design, electronics, programming, elements of artificial intelligence, energy science and others. Students can receive basic knowledge in these areas as well as gain practical skills in solving real problems that require a convergent approach. The kit serves as an experimental basis that allows to study intricacies of robot control and its hardware and software design while making structural changes, including using different power units: solar, fuel, thermoelectric and others. Power units (converters and the various sources of renewable energy) may be considered both from the theoretical point of view, i. e. from the principles of their functioning and from the practical aspect — studying their practical application in real systems. Another important aspect of the system is the development of software architecture for a robot and for a team of robots as well as studying the interactions between them. In addition to performing the target task, ancillary tasks such as maintaining the battery level, communication with other team members in a multi-agent system, should be considered in the control algorithm of the robot, which allows to study the distribution of priorities between these objectives, as shown in the example of multicriteria optimization. The prototype of the kit and its usage according to the described approach have been partially validated by conducting computational experiments with algorithms based on different search methods (random search, closest source and multi-criteria optimization methods), multi-agent paradigm and adaptive control which show a variety of possible approaches and illustrate the process of students\' work. The hardware base has been validated by testing various energy modules and assembling robot using the modules of the proposed kit. The results showed the possibility and potential of studying a variety of interdisciplinary themes using the developed hardware and software complex.
461 #0 $1011 $a1818-4243$12001 $aОткрытое образование
463 #0 $12001 $a№ 2$vС. 68-77$1210 $d2017
606 ## $aОбразование. Педагогика$2AR-MARS
606 ## $aПрименение вычислительной техники в педагогике$2AR-MARS
606 ## $aРадиоэлектроника$2AR-MARS
606 ## $aИскусственный интеллект. Экспертные системы$2AR-MARS
610 0# $aПельтье элемент
610 0# $aархитектура робота
610 0# $aбиотопливные элементы
610 0# $aгрупповая робототехника
610 0# $aконвергентный подход
610 0# $aмногоагентный подход
610 0# $aмобильные роботы
610 0# $aпрограммно-аппаратные комплексы
610 0# $aпроектная деятельность
610 0# $aроботы
610 0# $aсбор энергии
610 0# $aтопливные элементы
610 0# $aучебный набор
610 0# $aэлемент Пельтье
610 0# $aэнергетическая автономность
610 0# $aэнергетические блоки
686 ## $2rubbk$a74с$vТаблицы для массовых библиотек
686 ## $2rubbk$a32.813
700 #1 $aРовбо$bМ. А.$gМаксим Александрович$cинженер-исследователь$4070$6z01712
701 #1 $aМалышев$bА. А.$gАлександр Александрович$cинженер-исследователь$4070$6z02712
790 #1 $aRovbo$bM. A.$4070$6z01712
790 #1 $aMalyshev$bA. A.$4070$6z02712
712 02 $aНациональный исследовательский центр "Курчатовский институт"$6z01700
712 02 $aНациональный исследовательский университет "Высшая школа экономики"$6z02700
712 02 $aНациональный исследовательский центр "Курчатовский институт"$6z02700
005 20170914114302.6
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-otob17_no2_ss68_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$botob$cНаучная библиотека Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана$d321
903 ## $ayear$b2017
903 ## $ano$b2
903 ## $ass$b68
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b41713508$c20170913$gRCR
801 #1 $aRU$b41713508$c20170913
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20170914$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20170914
675 ## $a371.69:004.3
675 ## $a004.8
4
001 otob17_no2_ss56_ad1
100 ## $a20170914d2017 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aОсoбеннoсти oбучения студентoв с клипoвым мышлением$dPeculiarities of teaching students with mosaic thinking$fС. А. Пoлевoй, В. В. Пaвлoвa $zeng$b[Текст]
215 ## $cрис.
225 1# $aКачество знаний
320 ## $aБиблиогр.: с. 65-67 (27 назв.)
330 ## $aВ кaчестве цели исследoвaния aвтoрoм былo пoстaвленa зaдaчa пo пoиску нoвых спoсoбoв ведения oбрaзoвaтельнoй деятельнoсти при oбучении в высшем учебнoм зaведении прoектнoму менеджменту с учётoм преoблaдaния у сoвременных студентoв клипoвoгo мышления. С учётoм пoтребнoсти привития студентaм дaннoй специaльнoсти лoгическoгo мышления, спoсoбнoсти рaбoтaть в финaнсoвoй и гумaнитaрнoй сферaх сoвременнoгo бизнесa. Для пoлучения результaтa был прoведён aнaлиз существующих нaучных взглядoв и пoдхoдoв к oбучению студентoв с преoблaдaнием клипoвoгo мышления. Рaссмoтрены существующие взгляды нa клипoвoе мышление как oтечественных тaк и зaрубежных aвтoрoв, егo рaзличные oбрaзoвaтельные, психoлoгические и филoсoфские aспекты. В результaте синтезa дaнных пoдхoдoв с учётoм рaзрaбoтoк aвтoрa были рaзрaбoтaны предлoжения пo рaзрешению прoблем клипoвoгo мышления при oбучении студентoв. Принимaя зa oснoву кoнструктивный пoдхoд предлaгaется рaссмaтривaть клипoвoе мышление кaк явление, у кoтoрoгo есть кaк плюсы, тaк и минусы. Изменение сoдержaние учебнoгo прoцессa, прoизвoдится путём мoдернизaции стaндaртных метoдoв и приемoв oбучения, ширoким испoльзoвaнием иннoвaциoнных пoдхoдoв, aктивизaцией сoтрудничествa и интернет- взaимoдействия препoдaвaтеля и студентa в прoцессе oбучения. Зa oснoву берётся эмoциoнaльнoе вoздействие нa студентa в хoде зaнятия, кoтoрoе пoзвoлит включить лoгику, желaние пoзнaть препoднесённый фaкт. Oбучение студентoв прoектнoму менеджменту предлaгaется прoвoдить с учётoм преoблaдaния у них клипoвoгo мышления в четыре этaпa. Пoскoльку в нaстoящее время клипoвoе мышление является реaльнoстью нoвoгo инфoрмaциoннoгo oбществa, тo сделaн вывoд o неoбхoдимoсти не бoрьбы с клипoвым мышлением, a o перестрoйке oбрaзoвaтельнoгo прoцессa с учётoм с oднoй стoрoны oсoбеннoстей студентoв, oблaдaющих клипoвым мышлением, a с другoй пoтребнoстей бизнесa, кoтoрoму нужны прoектные менеджеры, oблaдaющие, кaк спoсoбнoстями усвaивaть бoльшие oбъёмы инфoрмaции, тaк и выстрaивaть лoгические цепи и кaчественнo oпределять причиннo-следственные связи. Дaннoе преoбрaзoвaние oбрaзoвaния предлaгaется вести в нaпрaвлении изменения сoдержaния лекций и семинaрских зaнятий, дoбaвления в них oбрaзнoсти и эмoциoнaльнoсти, чтo пoзвoлит зaпустить пoзнaвaтельную aктивнoсть студентoв, oблaдaющих клипoвым мышлением, a тaкже изменения нaпрaвленнoсти и сoдержaния сaмoстoятельнoй рaбoты студентoв, стaвя её целью сaмoстoятельный пoиск рaзрешения прoблемных вoпрoсoв и решения ситуaциoнных зaдaч.
330 ## $aAs the aim of the research, the author set the task of searching for new ways of conducting educational activity when teaching Project Management at the university taking into account the dominating mosaic thinking of modern students. There is a need to teach students of the given field logical thinking, the ability to work in the financial and humanitarian spheres of current business. In order to get a result, the analysis of the existing scientific views and approaches to teaching students with dominating mosaic thinking was conducted. The existing views by both Russian and foreign authors of mosaic thinking were considered, its different educational, psychological and philosophical aspects. As a result of the synthesis of the given approaches, taking into account the author’s inventions, proposals were developed on solving the problems of mosaic thinking in teaching students. Taking a constructive approach as a basis, the mosaic thinking is suggested to be considered as a phenomenon having both advantages and disadvantages. Changing the content of the educational process is done through updating standard methods and patterns of education, wide use of innovation approaches, intensifying cooperation and online collaboration of the teacher and the student in the process of study. The basis is formed by the emotional impact on the student in the course of studies, which will allow using logic and form the intention to learn the presented fact. Teaching Project Management to students is proposed taking into account their mosaic thinking, in four stages. During the lecture students receive a chain of images structured by the lecturer in the sequence embracing basic issues of the theme under consideration and presented in such a way as to inspire them to study the given questions independently. At the second stage, the students search for the solution of the assigned tasks in the course of independent work with the opportunities available for their level of perception. During the seminar classes (practical studies) at the third stage, the lecturer evaluates the quantity and quality of the solutions of practical tasks (case problems) found by the students. In the course of discussion, the students share their variants of solving practical problems, grounding the relevance of the proposed variants. At the fourth stage (midterm assessment – examination) the students develop a project as a whole or one of its stages, solving a set of interrelated practical problems. Since mosaic thinking is the reality of a new information society now, a conclusion was made of the necessity not to fight mosaic thinking, but to reorganize the educational process taking into account, on the one hand, the peculiarities of students having mosaic thinking, on the other hand, needs of business which requires project managers capable of both processing great amounts of information and arranging logical chains and determining cause and effect relationships. The given modification of education is proposed to be implemented in regards to changing the content of lectures and seminar classes, adding figurativeness and emotionalism into them, which will make it possible to set the cognitive activity of the students having mosaic thinking, and changing the direction and content of students’ independent work, setting the independent search for solving problems and case tasks as its goal.
461 #0 $1011 $a1818-4243$12001 $aОткрытое образование
463 #0 $12001 $a№ 2$vС. 56-67$1210 $d2017
606 ## $aОбразование. Педагогика$2AR-MARS
606 ## $aВысшее профессиональное образование$2AR-MARS
610 0# $aoргaнизaция учебнoгo прoцессa
610 0# $aвыстрaивaние лoгических цепoчек
610 0# $aкoммуникaциoнные технoлoгии
610 0# $aкoмпьютерные технoлoгии
610 0# $aклипoвoе мышление
610 0# $aпрoектный менеджмент
610 0# $aсетевoе oбрaзoвaние
610 0# $aспециальности логического мышления
610 0# $aстуденты
610 0# $aучебный процесс
610 0# $aэтaпы oбучения
686 ## $2rubbk$a74.58$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aПoлевoй$bС. А.$gСергей Анатольевич$cдoктoр технических нaук; дoцент; прoфессoр$4070$6z01712
701 #1 $aПaвлoвa$bВ. В.$gВалентина Васильевна$cкандидат экономических наук; ведущий научный сотрудник$4070$6z02712
790 #1 $aPolevoy$bS. A.$4070$6z01712
790 #1 $aPavlova$bV. V.$4070$6z02712
712 02 $aФинaнсoвый университет при Прaвительстве Рoссийскoй Федерaции$6z01700$cМосква
712 02 $aРоссийский экономический университет имени Г. В. Плеханова$6z02701$cМосква
005 20170914114302.2
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-otob17_no2_ss56_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$botob$cНаучная библиотека Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана$d321
903 ## $ayear$b2017
903 ## $ano$b2
903 ## $ass$b56
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b41713508$c20170914$gRCR
801 #1 $aRU$b41713508$c20170914
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20170914$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20170914
675 ## $a378
5
001 otob17_no2_ss47_ad1
100 ## $a20170914d2017 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aМодель компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения$dModel of e-learning with electronic educational resources of new generation$fА. В. Лобан, Д. А. Ловцов$zeng$b[Текст]
215 ## $cрис.
225 1# $aКачество знаний
320 ## $aБиблиогр.: с. 54-55 (15 назв.)
330 ## $aОбоснованы теоретические положения вариативного компьютерного обучения, включая его основные задачи (обучающую, учебную и управляющую), а также порядок, формально-логические и программные средства разработки и наиболее важные требования к эффективному электронному образовательному ресурсу; показано, что формализация образовательных ресурсов возможна на основе структурно-математического подхода с использованием теоретико-множественных представлений, позволяющих на языке множеств и отображений между ними определить особенности процесса обучения и роли участников, а также получать "педагогическую диагностику" хода и результатов обучения, используя интеллектуальный потенциал каждого обучаемого как персонально, так и при занятиях в составе группы. Приведен пример практической реализации модели вариативного компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения.
330 ## $aPurpose of the article: improving of scientific and methodical base of the theory of the е-learning of variability. Methods used: conceptual and logical modeling of the е-learning of variability process with electronic educational resource of new generation and system analysis of the interconnection of the studied subject area, methods, didactics approaches and information and communication technologies means. Results: the formalization complex model of the е-learning of variability with electronic educational resource of new generation is developed, conditionally decomposed into three basic components: the formalization model of the course in the form of the thesaurusclassifier ("Author of e-resource"), the model of learning as management ("Coordination. Consultation. Control"), the learning model with the thesaurus-classifier ("Student"). Model "Author of e-resource" allows the student to achieve completeness, high degree of didactic elaboration and structuring of the studied material in triples of variants: modules of education information, practical task and control tasks; the result of the student’s (author’s of e-resource) activity is the thesaurus-classifier. Model of learning as management is based on the principle of personal orientation of learning in computer environment and determines the logic of interaction between the lecturer and the student when determining the triple of variants individually for each student; organization of a dialogue between the lecturer and the student for consulting purposes; personal control of the student’s success (report generation) and iterative search for the concept of the class assignment in the thesaurus-classifier before acquiring the required level of training. Model "Student" makes it possible to concretize the learning tasks in relation to the personality of the student and to the training level achieved; the assumption of the lecturer about the level of training of a particular student is formed using the reporting data of model as management. Theoretical provisions of variation e-learning, including its base tasks (teaching, learning, management), and also order, formallogical and program means of development and most important requirements for an effective electronic educational resource are grounded; it is shown that the formalization of educational resources is possible on the basis of the structural-mathematical approach using the set-theoretical representations, that allow defining the features of the educational process and the role of participants in the language of sets and mapping between them, and also to receive "pedagogical diagnostics" of the course and learning outcomes, using the intellectual potential of each trainee both personally and in the classroom. An example of practical implementation of model of variation elearning with electronic educational resource of new generation is given. Conclusion: The developed theoretical provisions and basis components for the model of variation e-learning with electronic educational resource of new generation allow the student to realize functional mastering of knowledge, abilities and skills of trainees on the base of variation approach, and also to choose a personal student-centered way of "finding concept (meaning) " of the given tasks in the process of motivated learning based on formalized information thesaurus-classifier of electronic educational resource.
461 #0 $1011 $a1818-4243$12001 $aОткрытое образование
463 #0 $12001 $a№ 2$vС. 47-55$1210 $d2017
606 ## $aОбразование. Педагогика$2AR-MARS
606 ## $aВысшее профессиональное образование$2AR-MARS
606 ## $aПрименение вычислительной техники в педагогике$2AR-MARS
605 ## $aАвтор ресурса$lмодель формализации$2AR-MARS
605 ## $aКоординация. Консультация. Контроль$lмодель управления$2AR-MARS
605 ## $aСтудент$lмодель обучения$2AR-MARS
610 0# $aвариативное компьютерное обучение
610 0# $aвариативы
610 0# $aинформационные ресурсы
610 0# $aкомпьютерное обучение
610 0# $aкоординация
610 0# $aматематическая структура
610 0# $aмодели обучения
610 0# $aтезаурус-классификаторы
610 0# $aэлектронные образовательные ресурсы
686 ## $2rubbk$a74.58$vТаблицы для массовых библиотек
686 ## $2rubbk$a74с
700 #1 $aЛобан$bА. В.$gАнатолий Владимирович$cкандидат технических наук; доцент; старший научный сотрудник$4070$6z01712
701 #1 $aЛовцов$bД. А.$gДмитрий Анатольевич$cдоктор технических наук; профессор; заслуженный деятель науки Российской Федерации$4070$6z02712
790 #1 $aLoban$bA. V.$4070$6z01712
790 #1 $aLovtsov$bD. A.$4070$6z02712
712 02 $aРоссийский государственный университет правосудия$6z01700$cМосква
712 02 $aРоссийский государственный университет правосудия$6z02701$cМосква
005 20170914114302.7
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-otob17_no2_ss47_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$botob$cНаучная библиотека Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана$d321
903 ## $ayear$b2017
903 ## $ano$b2
903 ## $ass$b47
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b41713508$c20170914$gRCR
801 #1 $aRU$b41713508$c20170914
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20170914$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20170914
675 ## $a378
675 ## $a371.69:004.3
6
001 otob17_no2_ss40_ad1
100 ## $a20170914d2017 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aПодготовка ИТ-консультантов в разрезе проблематики отечественного консалтинга$dIt-consultant training in the context of issues of domestic consulting$fГ. Н. Калянов$zeng$b[Текст]
215 ## $cрис.
225 1# $aКачество знаний
320 ## $aБиблиогр.: с. 45-46 (14 назв.)
330 ## $aПодготовка ИТ-консультантов в рамках магистерских программ в отечественных высших учебных заведениях. Рассматриваются основные проблемы ИТ-консалтинга (прежде всего, кадровая проблема) и способы их решения. Даются ответы на вопросы: Чему учить?, Как учить? и Как удержать консультанта? Формулируются требования консалтинговых компаний к должности ИТ-консультанта. Предлагается концепция магистерской программы подготовки ИТ-консультантов, базирующаяся на расширении соответствующих разделов высшего профессионального образования третьего поколения по направлению "Прикладная информатика". В рамках предложенной концепции выделяются объекты профессиональной деятельности ИТ- консультанта, формулируются основные компетенции, которыми должен обладать выпускник соответствующей специализации, предлагается схема взаимодействия, состав и структура учебных дисциплин программы. В общем разделе программы рассматриваются основы теории систем, а также модели и методы моделирования бизнес-процессов и системного проектирования. Специальный раздел посвящен дисциплинам, собственно и формирующим требуемые компетенции. Описана апробация предложенной концепции на занимавшихся подготовкой ИТ-консультантов кафедрах "Системного анализа и управления в области ИТ" и "Стратегического управления информационными системами" в МФТИ и ГУ-ВШЭ, соответственно, приводятся статистические данные по магистерским диссертациям выпускников. В заключении сформулированы общие итоги апробации предложенной концепции и сделаны выводы по ее применимости для обучения студентов как инженерно- технической, так и экономической направленности, а также с различным уровнем предшествующей подготовки.
330 ## $aThe article proposes the concept of the master’s program of training of IT-consultants based on the extension of the relevant sections of the higher professional education of the third generation in the direction of “Applied Informatics”. Under the proposed concept features, a professional IT-consultant formulated the basic competencies that graduates of the relevant specialization should possess, the interaction scheme, the composition and structure of the academic disciplines of the program are presented. The general section of the program covers the basics of systems’ theory, as well as models and methods for modeling business processes and system design. A special section is devoted to the disciplines actually make the required competence. The approbation of the proposed concept for the departments “System Analysis and IT Management” and “Strategic Management of Information Systems” at Moscow Institute of Physics and Technology and Higher School of Economics, engaged in the preparation of IT consultants, is described; respectively, statistical data are given for master’s theses of graduates. The conclusion states the general results of the testing of the proposed concepts and conclusions on its applicability for teaching students both engineering and economic direction, and with different levels of previous training.
461 #0 $1011 $a1818-4243$12001 $aОткрытое образование
463 #0 $12001 $a№ 2$vС. 40-46$1210 $d2017
606 ## $aОбразование. Педагогика$2AR-MARS
606 ## $aВысшее профессиональное образование$2AR-MARS
610 0# $aИТ- консультанты
610 0# $aИТ-консалтинги
610 0# $aинформационные системы
610 0# $aинформационные технологии
610 0# $aмагистерские программы
610 0# $aмагистранты
610 0# $aподготовки ИТ- консультантов
610 0# $aпродуктовый консалтинг
610 0# $aспециалисты информационных технологий
610 0# $aстратегический консалтинг
686 ## $2rubbk$a74.58$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aКалянов$bГ. Н.$gГеоргий Николаевич$cдоктор технических наук; профессор$4070$6z01712
790 #1 $aKalyanov$bG. N.$4070$6z01712
712 02 $aИнститут проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН$6z01700$cМосква
005 20170914114302.8
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-otob17_no2_ss40_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$botob$cНаучная библиотека Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана$d321
903 ## $ayear$b2017
903 ## $ano$b2
903 ## $ass$b40
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b41713508$c20170914$gRCR
801 #1 $aRU$b41713508$c20170914
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20170914$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20170914
675 ## $a378
7
001 otob17_no2_ss29_ad1
100 ## $a20170913d2017 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aСодействие профессионализации через организацию научно-образовательной среды вуза$dPromotion of professionalization through forming the scientific-educational environment at the university$fИ. В. Серафимович, О. М. Конькова$zeng$b[Текст]
215 ## $cрис.
225 1# $aОбразовательная среда
320 ## $aБиблиогр.: с. 37-39 (20 назв.)
330 ## $aНа примере опыта Ярославского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова показаны возможности сформированной образовательной среды для реализации компетентностного подхода в подготовке бакалавров при активизации научно-исследовательской деятельности студентов. Использованы результаты прикладных исследований по анализируемой проблеме, а также почти 20-летний практический опыт Ярославского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова (ранее МЭСИ). В первой части, дана характеристика образовательной среды вуза с точки зрения ее возможностей для формирования и развития профессиональных компетенций студентов, в частности, показаны место и роль в этом процессе научно-исследовательской работы студентов. Отмечены проблемы, решение которых позволит более полно реализовать потенциал образовательной среды. Вторая часть, посвящена технологическим аспектам организации научно-исследовательской работы студентов. Выделены способы активизации их деятельности в этой области и показано их практическое применение. Эмпирически доказано, что вовлечение студентов в различного рода научно-исследовательскую работу обеспечивает повышение их мотивации к овладению профессиональными компетенциями, позволяет увидеть результаты своих усилий и формирует потребность в авторских достижениях. Предложенные материалы направлены на систематизацию и развитие теоретических основ и практической модели организации научно-исследовательской деятельности студентов как элемента образовательной среды для достижения показателей эффективности вузов, способствующих выполнению миссии вуза, создания условий для академических ценностей высшего образования в целом. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности других образовательных учреждений высшего образования.
330 ## $aThe article on the example of Yaroslavl branch of Plekhanov Russian University of Economics demonstrates the potential of the generated educational environment for the realization of the competence approach in training bachelors at enhancing the research activities of students. The aim of the study is to develop a cyclic model of promoting scientific research activities of students in specialized, interdisciplinary, university and interuniversity, regional and international projects. The aim of the study identified the following tasks: 1) to consider the peculiarities of the scientific-educational environment created in Yaroslavl branch and to allocate its structural elements which influence the formation and the development of students\' professional competencies; 2) to analyze the technological aspects of the students\' research activity organization at the university; to follow the process of the required competencies formation at the empirical level using the tools of scientific research; 3) to justify the various options implicitly contained in each method of organizing the students\' research activity. The object of the study is the specific student group in the educational environment of the University. The study used different sociological methods such as including observation, unstructured interviewing, analysis of the students\' reports about their research works. The article presents the results of the authors\' applied research on the given problem and nearly 20 years of their practical experience in Yaroslavl branch of Plekhanov Russian University of Economics (former MESI). In the first part of the article the characteristic of the educational environment of the University from the point of view of its potential for forming and development of students\' professional competences are considered, the place and the role of students\' research work in the educational environment creation process are presented. The key problems that should be saluted to realize the full potential of the university educational environment are identified. The second part of the article focuses on the technological aspects of organizing students\' scientific-research work at the university. The ways to enhance students\' science activity in practical application are suggested. It is empirically proven that the involvement of students in scientific research provides their increasing interest to acquire professional competencies because they can see the good results of their efforts and feel the need in new achievements. The proposed materials contribute to the development of the theoretical foundations and the practical model of the students\' research activity organizing as a necessary part of the university educational environment formation of which helps to achieve the university performance indicators, to carry on the mission of the university, to create conditions for implementing the academic values in general. The obtained results can be used by other institutions of higher education.
461 #0 $1011 $a1818-4243$12001 $aОткрытое образование
463 #0 $12001 $a№ 2$vС. 29-39$1210 $d2017
601 02 $aЯрославский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова$2AR-MARS
601 02 $aРоссийский экономический университет имени Г. В. Плеханова$bЯрославский филиал$2AR-MARS
606 ## $aОбразование. Педагогика$2AR-MARS
606 ## $aВысшее профессиональное образование$2AR-MARS
610 0# $aвузы
610 0# $aкомпетентностный подход
610 0# $aкомпетенции
610 0# $aнаучно-исследовательская деятельность
610 0# $aобразовательная среда
610 0# $aобучение в вузе
610 0# $aпрофессионализация
610 0# $aпрофессиональная компетенция студентов
610 0# $aстуденты
610 0# $aтехнологические аспекты
686 ## $2rubbk$a74.58$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aСерафимович$bИ. В.$gИрина Владимировна$cкандидат психологических наук; доцент$4070$6z01712
701 #1 $aКонькова$bО. М.$gОльга Михайловна$cкандидат социологических наук; доцент$4070$6z02712
790 #1 $aSerafimovich$bI. V.$4070$6z01712
790 #1 $aКonkova$bO. M.$4070$6z02712
712 02 $aЯрославский филиал Российского университета экономики им В. Г. Плеханова$6z01700
712 02 $aЯрославский филиал Российского университета экономики им В. Г. Плеханова$6z02701
005 20170914114302.0
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-otob17_no2_ss29_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$botob$cНаучная библиотека Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана$d321
903 ## $ayear$b2017
903 ## $ano$b2
903 ## $ass$b29
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b41713508$c20170913$gRCR
801 #1 $aRU$b41713508$c20170913
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20170914$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20170914
675 ## $a378
8
001 otob17_no2_ss21_ad1
100 ## $a20170914d2017 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aМеждисциплинарное взаимодействие в интегрированной информационной среде обучения технического вуза$dInterdisciplinary cooperation in the integrated information learning environment of technical university$fС. Ю. Ржеуцкая, М. В. Харина$zeng$b[Текст]
215 ## $cрис.
225 1# $aОбразовательная среда
320 ## $aБиблиогр.: с. 27-28 (15 назв.)
330 ## $aПредставлен опыт авторов по организации различных форм междисциплинарного взаимодействия, в соответствии с моделью, на примере развития у студентов иноязычной коммуникативной компетенции в тесной связи с обучением профильным дисциплинам. Результаты педагогического эксперимента подтвердили повышение уровня владения английским языком у студентов при использовании междисциплинарных форм обучения. В целом результаты исследования показывают, что возможности современных информационных технологий позволяют преодолеть узко дисциплинарный подход к процессу обучения в техническом вузе и поднять междисциплинарное взаимодействие на новый уровень. Безусловно, междисциплинарное взаимодействие – только один аспект перспективного использования интегрированной информационной среды обучения, её возможности гораздо шире, некоторые из них уже используются на практике, а многие ещё предстоит исследовать и воплотить в жизнь. Сама среда находится в постоянном развитии, в связи с этим открываются новые возможности, позволяющие повысить качество подготовки студентов в техническом вузе.
330 ## $aThe article presents the authors’ experiments on the organization of various forms of interdisciplinary cooperation in compliance with this model by the example of the development of foreign communicative competence among the future engineers closely connected with their core disciplines. The results of these experiments showed the students’ progress in language proficiency when the interdisciplinary forms of studying are used. In the whole the results of the research show that modern IT capabilities enable us to overcome narrow disciplinary approach to the learning process at the technical university and rise the level of interdisciplinary cooperation. Of course, interdisciplinary cooperation is only one aspect of the perspective use of the integrated information learning environment, its capabilities are much greater, some of them are already used in practice, and many have yet to explore and implement. The environment itself is in permanent development, in this regard, new opportunities appear, allowing to raise quality of education of students in a technical university.
461 #0 $1011 $a1818-4243$12001 $aОткрытое образование
463 #0 $12001 $a№ 2$vС. 21-28$1210 $d2017
601 02 $aВологодский государственный университет$2AR-MARS
606 ## $aОбразование. Педагогика$2AR-MARS
606 ## $aВысшее профессиональное образование$2AR-MARS
606 ## $aПрименение вычислительной техники в педагогике$2AR-MARS
605 ## $aMOODLE$lсистема дистанционного обучения$2AR-MARS
610 0# $aвысшая школа
610 0# $aвысшее образование
610 0# $aиноязычная коммуникативная компетенция
610 0# $aинтегрированная среда обучения
610 0# $aинформационная среда
610 0# $aкомпетентностный подход
610 0# $aличность
610 0# $aмеждисциплинарное взаимодействие
610 0# $aмодель междисциплинарного взаимодействия
610 0# $aмодель обучающегося
610 0# $aпедагогические эксперименты
610 0# $aпрофессиональные качества личности
610 0# $aсистемы дистанционного обучения
610 0# $aтехнические вузы
610 0# $aтехническое образование
686 ## $2rubbk$a74.58 $vТаблицы для массовых библиотек
686 ## $2rubbk$a74с
700 #1 $aРжеуцкая$bС. Ю.$cкандидат технических наук; доцент$4070$6z01712
701 #1 $aХарина$bМ. В.$cассистент$4070$6z02712
790 #1 $aRzheutskaya$bS. Yu.$4070$6z01712
790 #1 $aKharina$bM. V.$4070$6z02712
712 02 $aВологодский государственный университет$6z01700
712 02 $aВологодский государственный университет$6z02701
005 20170914114302.3
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-otob17_no2_ss21_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$botob$cНаучная библиотека Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана$d321
903 ## $ayear$b2017
903 ## $ano$b2
903 ## $ass$b21
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b41713508$c20170914$gRCR
801 #1 $aRU$b41713508$c20170914
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20170914$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20170914
675 ## $a378
675 ## $a371.69:004.3
9
001 otob17_no2_ss14_ad1
100 ## $a20170914d2017 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aПроведение входного контроля знаний студентов по "Информатике" с использованием специализированной компьютерной системы$dCarrying out entrance control of “Informatics” students’ knowledge with use of specialized computer system$fЛ. В. Ларина$zeng$b[Текст]
215 ## $cрис.
225 1# $aОбразовательная среда
320 ## $aБиблиогр.: с. 19-20 (19 назв.)
330 ## $aОписаны разработанные автором системы (программного комплекса) контроля знаний студентов в начале изучения курса "Информатика". В системе использованы предложенные ранее автором модели целочисленного линейного программирования и алгоритмы дискретной оптимизации для решения задач формирования оптимальных тестов. Приведены результаты апробации системы, показавшие продуктивность её использования в учебном процессе, в том числе на этапе входного контроля. В дальнейшем предполагается развитие полученных математических моделей, их применение к другим разделам указанного курса и продолжение вычислительного эксперимента. Планируется внедрение разработанного программного обеспечения на гуманитарных факультетах Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.
330 ## $aThe article is devoted to the questions of using the computer control system of students’ knowledge at the beginning of studying of the "Informatics" course. The models of integer linear programming and algorithms of discrete optimization for solving problems of forming optimum tests, offered earlier by the author are used in the system. The results of approbation of system, which have shown efficiency of its use in educational process, are given including those on the stage of entrance control. Further development of the received mathematical models, their application to other sections of the specified course and continuation of a computing experiment is supposed. The introduction of the developed software at the humanitarian departments atated above is planned.
461 #0 $1011 $a1818-4243$12001 $aОткрытое образование
463 #0 $12001 $a№ 2$vС. 14-20$1210 $d2017
601 02 $aОмский государственный университет им. Ф. М. Достоевского$2AR-MARS
606 ## $aОбразование. Педагогика$2AR-MARS
606 ## $aВысшее профессиональное образование$2AR-MARS
606 ## $aПрименение вычислительной техники в педагогике$2AR-MARS
610 0# $aвходной контроль
610 0# $aвысшее образование
610 0# $aвычислительные эксперименты
610 0# $aдискретная оптимизация
610 0# $aинформатика
610 0# $aкомпьютерные системы
610 0# $aконтроль знаний
610 0# $aматематическое моделирование
610 0# $aобработка результатов
610 0# $aпрограммные комплексы
610 0# $aстуденты
610 0# $aтестирование
610 0# $aучебные дисциплины
686 ## $2rubbk$a74.58$vТаблицы для массовых библиотек
686 ## $2rubbk$a74с
700 #1 $aЛарина$bЛ. В.$gЛюбовь Викторовна$cстарший преподаватель$4070$6z01712
790 #1 $aLarina$bL. V.$4070$6z01712
712 02 $aОмский государственный университет им. Ф. М. Достоевского$6z01700
005 20170914114302.2
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-otob17_no2_ss14_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$botob$cНаучная библиотека Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана$d321
903 ## $ayear$b2017
903 ## $ano$b2
903 ## $ass$b14
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b41713508$c20170914$gRCR
801 #1 $aRU$b41713508$c20170914
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20170914$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20170914
675 ## $a378
675 ## $a371.69:004.3
10
001 otob17_no2_ss4_ad1
100 ## $a20170914d2017 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aУчебный проект робота, управляющего автомобилем$dThe class project of cyber-driver$fП. С. Сорокоумов$zeng$b[Текст]
215 ## $cрис.
225 1# $aМетодическое обеспечение
320 ## $aБиблиогр.: с. 12-13 (14 назв.)
330 ## $aОписан учебный проект для школьников старших классов по созданию робота-водителя, позволяющий обучать их программированию, схемотехнике, началам робототехники в процессе решения практически важных и интересных с научной точки зрения задач. Моделирование движений роботов путем копирования движений людей на практике используется часто. Однако, полное воспроизведение роботом работы центральных моторных программ человека может облегчить разработку систем управления и их проверку. Учебный проект позволяет школьникам сделать первые шаги в работе по этому перспективному направлению науки и техники. Кроме того, системы восприятия также могут более полно воспроизводить работу зрительных систем, что позволит лучше структурировать системы компьютерного зрения и облегчит их разработку. В качестве примера применения метода биоподобия учащимся предлагалось создать систему, способную управлять моделью автомобиля. В результате выполнения проекта школьники смогли освоить работу с андроидным роботом, способным манипулировать органами управления транспортными средствами (рычагами, рулевым колесом и кнопками), а также мобильной платформой для этого робота. Разработанная модель учебного робота YARP-3 позволяет легко вносить изменения в конструкцию, поощряяя творчество учащихся. Программное обеспечение позволяет системе самостоятельно выполнять часть задач водителя (распознавание элементов управления автомобилем, распознавание некоторых видов препятствий, движение без столкновений). Проект разработан с учётом специфических для робототехники особенностей: междисциплинарности и соревновательности; он допускает внесение изменений как в математические формулировки поставленных задач, так и в методы реализации программных и аппаратных средств. Кроме того, в работе приводятся некоторые соображения по организации других обучающих робототехнических проектов, способных заинтересовать учащихся техническим творчеством.
330 ## $aThis article describes a class project of cyber-driver, i. e. an android robot controlling a mobile platform. This project can be used both to teach high-school students in programming, hardware design and foundations of robotic science by solving some important and scientifically interesting tasks. Despite the great number of modern android robotics systems, their software controlling systems often have serious issues. Such actions as rough terrain movement or stairs climbing can be performed simply and accurately by both humans and animals but not by biosimilar robots. The traditional systems in these cases demand many complex and precise settings to perform such movements and nevertheless they remain very vulnerable to random factors. In robotic perception models the situation is similar: casual human tasks as image recognition or scene analysis need complex algorithms and huge computer resources if performed by robots. Biologically-inspired models can improve matters in robotic science. Human movement copying is often used for solving this problem in practice but it does not allow copying considerable aspects of movement controlling in nervous system. Both controlling quality and testing quality for the aforementioned tasks can be essentially improved if the robot uses techniques similar to central motor programs of human. This project helps students to study this important domain. Besides, robotic perception can imitate biological systems more closely. Such biologically-inspired perception models give structure to computer vision systems and allow developing these systems quicker. The cyber-driver project is an example of biologically-inspired educational system. The system proposed consists of android robot that can manipulate levers, wheels and buttons, and mobile robotic platform. Educational robotic platform YARP-3 allows easy modification of constructing arms and grippers encouraging students’ creativity. The software of the robot can automatically perform some of the driver’s tasks (indicators recognition, obstacle avoiding and movement without collisions). The project uses some key features of robotic science, which are interdisciplinarity and competitive spirit, to improve students’ experience. The project’s architecture allows modifications in both mathematical and practical aspects of the result system’s description. Besides that, some extra suggestions about project-based inquiry in robotics are made.
461 #0 $1011 $a1818-4243$12001 $aОткрытое образование
463 #0 $12001 $a№ 2$vС. 4-13$1210 $d2017
606 ## $aОбразование. Педагогика$2AR-MARS
606 ## $aОбщеобразовательная школа$2AR-MARS
606 ## $aПрименение вычислительной техники в педагогике$2AR-MARS
610 0# $aYARP-3
610 0# $aандроидная робототехника
610 0# $aбиоподобные технологии
610 0# $aдополнительное обучение
610 0# $aконструирование
610 0# $aобучение школьников
610 0# $aпрограммирование
610 0# $aроботы
610 0# $aучебные роботы
610 0# $aучебный проект
610 0# $aшкольники
686 ## $2rubbk$a74.2$vТаблицы для массовых библиотек
686 ## $2rubbk$a74с
700 #1 $aСорокоумов$bП. С.$gПетр Сергеевич$cинженер-исследователь$4070$6z01712
790 #1 $aSorokoumov$bP. S.$4070$6z01712
712 02 $aНациональный исследовательский центр "Курчатовский институт"$6z01700$cМосква
005 20170914114302.2
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-otob17_no2_ss4_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$botob$cНаучная библиотека Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана$d321
903 ## $ayear$b2017
903 ## $ano$b2
903 ## $ass$b4
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b41713508$c20170914$gRCR
801 #1 $aRU$b41713508$c20170914
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20170914$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20170914
675 ## $a373
675 ## $a371.69:004.3