Фильтр. Формальная проверка: Ошибок нет

1
001 pljk19_no3_ss11_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aФилософ на городской улице$fР. В. Светлов
203 ## $aТекст$cнепосредственный
225 1# $aСтатьи
320 ## $aБиблиогр.: с. 25-26
330 ## $aВизуальная семиотика изучает целый ряд областей человеческой культуры и человеческого поведения. В частности, к сфере ее внимания имеют прямое отношение различные формы социальной самоидентификации и презентации, носящие визуальный характер. Мы предлагаем расширить этот список, включив в него не только формы сословной, кастовой и клановой самопрезентации, что достаточно очевидно, но и визуальную составляющую практик интеллектуала - в нашем случае античного. Для античного мира вполне применима современная метафора полиса как "города речей". Но мы должны прибавить к ней не менее важную метафору "города разглядываний". Визуальное любопытство древнего грека было ничуть не меньшим, чем любопытство аудиальное. И философы отвечали на эту потребность. Создателями наиболее радикального визуального варианта философского поведения в античной Греции стали киники. Оно было странным не только с точки зрения пищевой аскезы и чудаковатых манер (приписывавшихся еще пифагорейцам). Оно противоречило другим визуальным примерам античных интеллектуалов. Вызывающее поведение киников может быть названо "визуальной риторикой". В отличие от риторики Аристотеля, которая была направлена на сохранение общественного порядка и приличия, без которых невозможен полис как "общение ради максимального блага", киники как раз отвергали общественные приличия. И они делали это подчеркнуто наглядным способом. Их риторика имела очевидный характер. В качестве одного из ее орудий они использовали собственное тело, которое становилось наглядным выражением свободы и независимости от общественного контроля.
330 ## $aVisual semiotics studies a variety of fields of human culture and human behavior. In particular, various forms of social self-identification and presentation of a visual nature are directly related to the field of its study. We propose to expand this list to include forms of social clan self-presentation, which is quite obvious, but also the visual component of the intellectual practice. In our case - the ancient. The modern metaphor of the polis as a "city of speeches" is quite applicable to the ancient world. But we must add to it the equally important metaphor of the "city of viewing". The visual curiosity of the ancient Greek was no less than the auditory curiosity. And philosophers responded to this need. The creators of the most radical visual version of philosophical behavior in ancient Greece were cynics. It was strange not only from the point of view of food austerity and eccentric manners (attributed to the Pythagoreans). It contradicted other visual examples of ancient intellectuals. The provocative behavior of cynics can be called "visual rhetoric". In contrast to the rhetoric of Aristotle, which was aimed at preserving public order and decency, without which a policy is impossible as "communication for the sake of maximum good", the cynics rejected public decency. They did it in a clearly visible way. Their rhetoric was illustrative. As one of her tools, they used their own body, which became a vivid expression of freedom and independence from public control.
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 11-26$1210 $d2019
600 #0 $aАнтисфен$cдревнегреческий философ из Афин$fоколо 455-около 360 до н. э.$2AR-MARS
600 #0 $aДиоген Синопский$cдревнегреческий философ-киник$fоколо 400-около 323 до н. э.$2AR-MARS
600 #0 $aАристотель$cдревнегреческий философ и ученый-энциклопедист из Стагиры$f384-322 до н. э.$2AR-MARS
606 ## $aОбщенаучные и междисциплинарные знания$2AR-MARS
606 ## $aСемиотика$yГреция$2AR-MARS
610 0# $aвизуальная антропология
610 0# $aкинизм
610 0# $aхрия
610 0# $aфилософы
610 0# $aсамопрезентации
610 0# $aсоциальная самоидентификация
610 0# $aкиники
675 ## $a003
686 ## $2rubbk$a13$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aСветлов$bР. В.$pРоссийский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена$4070$gРоман Викторович
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-11-26
005 20210924034302.5
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss11_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b11
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924
2
001 pljk19_no3_ss27_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aМесто философской школы в античном городе: Академия Платона и Дом Прокла в Афинах$fА. С. Афонасина
203 ## $aТекст$cнепосредственный
215 ## $cил.
225 1# $aСтатьи
320 ## $aБиблиогр.: с. 41-42
330 ## $aОсновная цель данной работы заключается в создании цельной картины расположения и устройства Академии Платона и так называемого "Дома Прокла" в Афинах, который являлся одним из мест, где преподавали афинские неоплатоники в V-VI вв. н. э. Достижению этой цели способствует комплексное изучение как археологических, так и биографических письменных свидетельств. Данный подход, характерный для школы "Анналов", позволяет прикоснуться к бытовой стороне жизни и обеспечить исследователю и читателю более близкие отношения с изучаемым периодом. Именно в случае платоновской Академии и дома Прокла у нас имеется и достаточная материальная база, и свидетельства современников. Эти объекты были выбраны для изучения еще и потому, что представляют собой два разных подхода к ведению философской жизни и способу передачи знания. Можно сказать, что мы видим здесь, с одной стороны, эволюцию образовательной системы от свободного рассуждения во время прогулки до более известного в современном мире лекционного варианта. С другой стороны, мы можем наблюдать в настоящий момент возвращение к первой версии системы в виде организации научной жизни вдали от густонаселённых центров городов в форме университетских кампусов.
330 ## $aThis work is dedicated to the history of Academy in Athens in early and late periods of its existence. I will first consider Academy in the time of Plato and then switch to the Athenian school of Neoplatonism ("the House of Proclus") in the period of late antiquity. Using both archaeological and written evidences, fortunately sufficient in case of both of these institutions, I intend to draw a picture of their physical location and structure. Such an attitude towards the history, typical to the Annales School, will help us to place intellectual life of the ancients in proper everyday context. There is one more reason why I have chosen these objects. One can say that these two institutions represent two different approaches to the way of life and the methods of education. On the one hand, one can see here the evolution of educational system from free discourses to more familiar for our educational system formal instructions. On the other hand, Plato`s Academy reminds us of the contemporary tendency of organizing scientific life far from the densely populated cities in the form of university`s campuses, which, to some extent, constitutes a return to the classical paradigm.
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 27-42$1210 $d2019
600 #0 $aПлатон$cдревнегреческий философ$f428/427-348/347 до н. э.$2AR-MARS
600 #0 $aПрокл$cдревнегреческий философ$f412-485$2AR-MARS
606 ## $aФилософия$2AR-MARS
606 ## $aФилософия зарубежных стран$yГреция$z5 в. н. э.$2AR-MARS$yАфины, город$z6 в. н. э.
610 0# $aтопография Афин
610 0# $aнеоплатоники
610 0# $aАкадемия Платона
610 0# $aгимназий
610 0# $aперистиль
610 0# $aэкседра
610 0# $aафинская школа неоплатонизма
610 0# $aуниверситеты
610 0# $aДом Прокла
675 ## $a1(1-87)
686 ## $2rubbk$a87.3(4/8)$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aАфонасина$bА. С.$pНовосибирский национальный исследовательский государственный университет$4070$gАнна Сергеевна
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-27-42
005 20210924034302.9
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss27_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b27
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924
3
001 pljk19_no3_ss43_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aФилософ в городе: автобиография места$hСтатья 1$iМихаил Бахтин$fС. А. Смирнов
203 ## $aТекст$cнепосредственный
215 ## $cил.
225 1# $aСтатьи
320 ## $aБиблиогр.: с. 59-61
330 ## $aЭтой работой начинается серия статей, в которых автор ставит проблему связи жизни и биографии философа с жизнью и биографией города. Через выявление событийных связок между биографией конкретного человека-философа и мест в городах, в которых проходила эта жизнь, автор предлагает рассмотреть следующий вопрос: как делается, как формируется автобиография места. Автор рассматривает специфику философских автобиографий через призму биографии города. В статье предлагается рабочая модель реконструкции места обитания автора. Схема реконструкции заключается в попытке восстановления места обитания автора и событий его жизни с помощью выделения слоев, состоящих из так называемых "единиц" и "организованностей". Единицами реконструкции выступают артефакты (вещи, предметы, материальные объекты, результаты деятельности), знаки (тексты, знаковые структуры), ценности и смыслы, события и действия. Артефакты формируют такую организованность, как городские инфраструктуры. Знаки формируют город-текст. Ценности и смыслы формируют память города. Из событий и действий складывается повседневная жизнь в городе. У каждого автора в итоге формируется своя траектория жизни, его автобиография, состоящая из этих единиц, которые затем исследователи восстанавливают и реконструируют. Каждая конкретная биография конкретного философа будет рассматриваться на языке предложенного конструкта. В данной статье анализируется биография М. М. Бахтина. Показано, что источники биографии Бахтина (артефакты, тексты и др. ) весьма скудны. Тексты отрывочны и не полны. События и действия скрыты и трудно восстановимы. Ценности и смыслы, разумеется, приходится реконструировать.
330 ## $aA series of articles in which the author poses the problem of the connection between the life and the biography of the philosopher with the life and biography of the city begins with this work. Through the identification of event links between the biography of a particular philosopher`s person and the places in the cities in which his life took place, the author proposes to examine the problem of how the place`s autobiography is formed. The author considers the specifics of philosophical autobiographies through the prism of the biography of the city. The article proposes a working model for the reconstruction of the author`s habitat. The reconstruction scheme is in an attempt to restore the author`s habitat and events of his life by highlighting layers consisting of socalled "units" and "organizations". Units of reconstruction are artifacts (things, objects, material objects, results of activity), signs (texts, symbolic structures), values and meanings, events and actions. Artifacts form such organization as urban infrastructures. Signs form a city text. Values and meanings form the memory of the city. Events and actions constitute everyday life in the city. Each author, as a result, creates his own trajectory of life, his autobiography, consisting of these units, which are then restored and reconstructed by researchers. Each specific biography of a particular philosopher will be considered in the language of the proposed construct. This article discusses the biography of M. M. Bakhtin. It is shown that the sources of Bakhtin`s biography (artifacts, texts, etc. ) are very scarce. The texts are fragmentary and incomplete. Events and actions are hidden and difficult to recover. Values and meanings, of course, have to be reconstructed. As a result, Bakhtin, as an author, confirms with his biography his own thesis about the out sidedness and unfinalizability of the author`s thoughts and actions.
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 43-61$1210 $d2019
600 #1 $aБахтин$gМихаил Михайлович$bМ. М.$cроссийский литературовед, теоретик искусства$f1895-1975$2AR-MARS
606 ## $aОбщенаучные и междисциплинарные знания$2AR-MARS
606 ## $aСемиотика$2AR-MARS
610 0# $aавтобиографии
610 0# $aфилософские автобиографии
610 0# $aвизуализация памяти
610 0# $aгорода
610 0# $aавтобиографии места
610 0# $aартефакты
610 0# $aсобытия
610 0# $aтексты города
610 0# $aбиографии города
610 0# $aреконструкции событий
610 0# $aзнаки
610 0# $aценности
610 0# $aсмыслы
610 0# $aсобытия
610 0# $aдействия
675 ## $a003
686 ## $2rubbk$a13$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aСмирнов$bС. А.$pИнститут философии и права Сибирского отделения Российской академии наук$4070$gСергей Алевтинович
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-43-61
005 20210924034302.9
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss43_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b43
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924
4
001 pljk19_no3_ss62_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aВизуально-семиотические аспекты городской идентичности$fГ. В. Горнова
203 ## $aТекст$cнепосредственный
225 1# $aСтатьи
320 ## $aБиблиогр.: с. 73-74
330 ## $aСтатья посвящена изучению визуально-семиотических аспектов городской идентичности. Актуальность исследований городской идентичности обоснована ее непосредственным воздействием на миграционные установки и миграционное поведение горожан. Городская идентичность содержит устойчивые представления человека о себе как о жителе определенного города, фиксирует эмоциональные и ценностные отношения горожанина к истории и культуре города, к городскому сообществу, влияет на самооценку индивида и его продуктивную деятельность. Целью статьи является анализ визуально-семиотических аспектов городской идентичности. В статье решается ряд исследовательских задач: во-первых, теоретически описана структура городской идентичности; во-вторых, показана структурная взаимосвязь компонентов городской идентичности; в-третьих, выделены визуально-семиотические аспекты в каждом компоненте городской идентичности; в-четвертых, продемонстрировано влияние аффективного и ценностно-смыслового компонента городской идентичности на миграционные установки горожан (практический компонент). Структура городской идентичности состоит из когнитивного, аффективного, ценностно-смыслового и практического компонентов. Когнитивный компонент содержит комплекс объективных представлений о городе, в котором человек живет, о факторах, влияющих на условия и качество жизни в городе. Визуализация этих представлений отражена в географических картах, графиках, диаграммах, таблицах. В аффективном компоненте городской идентичности происходит эмоционально-чувственное освоение города человеком. Способность города порождать переживания зависит от его истории, культуры, архитектуры. Способность человека переживать город воспитывается. Визуально-семиотический аспект аффективного компонента представлен обликом города, зависит от сложности архитектурных образов, постигается человеком при овладении навыками визуальной коммуникации.
330 ## $aThe article is devoted to the study of the visual semiotic aspects of city identity. The relevance of research on city identity is justified by its direct impact on migration patterns and migration behavior of citizens. The city identity contains a person`s stable image of himself as a resident of a certain city, fixes the citizen`s emotional and value attitudes to the history and culture of the city, to the city community, influences the individual`s self-esteem and his productive activities. The purpose of the article is to analyze the visual semiotic aspects of city identity. The article solves a number of research problems: first, the structure of city identity is theoretically described; secondly, the structural interconnection of city identity components is shown; thirdly, the visual semiotic aspects are highlighted in each component of city identity; fourthly, the influence of the affective and value-semantic component of city identity on the migration attitudes of the practical component is demonstrated. The structure of city identity consists of cognitive, affective, value-semantic and practical components. The cognitive component contains a complex of objective ideas about the city in which a person lives, about the factors affecting the conditions and quality of life in the city. The visualization of these representations is reflected in geographical maps, graphs, charts, tables. In the affective component of city identity, an emotional and sensual perception of the city by man takes place. The ability of a city to generate experiences depends on its history, culture, architecture. The ability of a person to experience the city is brought up. The visual semiotic aspect of the affective component is represented by the appearance of the city, it depends on the complexity of the architectural images, it is comprehended by a person while mastering the skills of visual communication. The positive and negative emotions affect the attitudes of the practical component of city identity.
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 62-74$1210 $d2019
606 ## $aОбщенаучные и междисциплинарные знания$2AR-MARS
606 ## $aСемиотика$yРоссия$2AR-MARS$yОмск, город
610 0# $aгорода
610 0# $aгородская идентичность
610 0# $aструктура городской идентичности
610 0# $aвизуально-семиотические аспекты
610 0# $aмиграционные установки
610 0# $aмиграционное поведение
610 0# $aвизуальная коммуникация
675 ## $a003
686 ## $2rubbk$a13$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aГорнова$bГ. В.$pОмский государственный педагогический университет$4070$gГалина Владимировна
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-62-74
005 20210924034302.8
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss62_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b62
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924
5
001 pljk19_no3_ss75_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aТеория паттернов в формировании городской среды$fА. Е. Гашенко
203 ## $aТекст$cнепосредственный
215 ## $cил.
225 1# $aСтатьи
320 ## $aБиблиогр.: с. 86-88
330 ## $aСуществующие способы репрезентации целостности и качества городских пространств в визуальном восприятии сталкиваются с ограниченностью своего применения. Теории физиологии зрительного восприятия и теории композиционных структур и их гармонических соотношений имеют множество дополнительных условий, нивелирующих на практике значение этих теорий. Нами декларируется альтернативный подход к анализу городской среды и объяснению закономерностей ее визуального восприятия на основе междисциплинарной теории паттернов. Суть этого подхода в том, что городская среда исторически складывается на основе шаблонов пространственного формирования, архетипических моделей, пространственных прототипов. Эти шаблоны мы называем паттернами. Понятие паттерна, широко применяющееся в различных областях науки и практики, адаптируется и актуализируется в статье в рамках урбанистики, применительно к городской среде. Заявлен принцип мозаичности территории города, складывания городской среды в виде отпечатков пространственных прототипов - локально-целостных градостроительных образований. Рассмотрен контекст понятия "паттерн": его этимология, история и сущность феномена паттерности в междисциплинарном ракурсе. Перечислены виды градостроительных паттернов и их базовые свойства. Установлены уровни паттерности пространства, на которых возможно фиксировать и объяснять действие пространственных прототипов. Раскрыты основы механизма формирования и репликации паттернов на территории города в виде элементарных пространственных единиц на примере соцгорода, микрорайона и кварталов городского центра. Показаны различия в принципах отображения паттерности на разных уровнях для указанных типов пространств. Отмечены основные проблемы исследований в области визуального восприятия городской среды на основе теории паттернов. В работе применены методы теоретического конструирования понятия на основе междисциплинарной аналогии. Исследование позволит применять теорию паттернов для выявления и диагностики "генетического кода" города.
330 ## $aExisting methods of representing the integrity and quality of urban spaces in visual perception are faced with the limitations of their use. The theories of visual perception physiology and theories of compositional structures and their harmonic relationships face a many additional conditions that level down their meaning in practice. We declare an alternative approach to analyzing the urban environment and explaining the principles of its visual perception based on the interdisciplinary theory of patterns. The essence of this approach tells the urban environment is historically formed on the basis of spatial formation models, archetypal models, and spatial prototypes. We call these templates as patterns. The concept of a pattern, which is widely used in various fields of science and practice, is adapted and updated within to urban planning in relation. We argue the principle of mosaicity of city area and folding the urban environment by "imprints" of spatial prototypes called urban units. The context of the notion "pattern" is considered: its etymology, history and essence of the pattern phenomenon in the interdisciplinary angle. Types of urban patterns and their basic properties are listed. The of the patternity space levels on which to fix and explain the influence of spatial prototypes are established. The principle mechanism of formation and patterns replication on the city area into the elementary spatial units is revealed on the example of a socialistic city, microdistrict and central blocks of the city. The differences in the mapping principles at different levels for this types of spaces are shown. We note the main problems of research in visual perception of the urban environment on the basis of the theory of patterns. The article uses the methods of theoretical definition of concept based on an interdisciplinary analogy. The study will provide use of the patterns theory to identify and diagnose a "genetic code" of city for its further translation or transformation.
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 75-88$1210 $d2019
606 ## $aОбщенаучные и междисциплинарные знания$2AR-MARS
606 ## $aСемиотика$2AR-MARS
610 0# $aпаттерны
610 0# $aморфология города
610 0# $aцелостность
610 0# $aмозаичность
610 0# $aвизуальное восприятие
610 0# $aархетипы города
610 0# $aгородское пространство
610 0# $aурбанистика
610 0# $aтеория паттернов
675 ## $a003
686 ## $2rubbk$a13$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aГашенко$bА. Е.$pНовосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств$4070$gАнтон Евгеньевич
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-75-88
005 20210924034302.5
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss75_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b75
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924
6
001 pljk19_no3_ss89_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aМеста надежды в отечественном и европейском опыте чумы XIV-XVI веков$fК. А. Куксо
203 ## $aТекст$cнепосредственный
215 ## $cил.
225 1# $aСтатьи
320 ## $aБиблиогр.: с. 97
330 ## $aСтатья посвящена рассмотрению специфического поведения коллектива, отвечающего на переносимый опыт чумы созиданием сакральных сооружений. На отечественном и западноевропейском материале XIV-XVI вв. исследуется колоссальная значимость экзистенциально-онтологической роли данных реакций: творение видимых подтверждений открытости будущего и подтверждение совместности человеческого существования вопреки отчаянию, продуцируемому катастрофой пандемии. Так, автор обращается к примерам отечественной традиции создания обыденных храмов и европейской модели возведения сакральной обетной архитектуры, характерным для периодов чумной пандемии, и анализирует значения таковых для восстановления социальной и темпоральной ткани человеческого существования, предельно истончаемой во время распространения чумы. Сам акт создания таких сооружений представляет собой опыт единения коллектива, преодоления крайней разобщенности, свойственной пандемической ситуации. Смысловой ресурс данной архитектуры - утверждение нерушимости блага даже в обстоятельствах тотальной гибели. Воплощенное в архитектурных формах и передаваемое художественными мотивами интерьеров живое отношение к инстанции блага размыкает инаковость по отношению к захваченной чумой жизни. Присутствие таких форм и мотивов исполняет коллектив переживанием открытости будущего, исчезающего при его проживании устойчивости смертельной угрозы. В работе представлено осмысление продуцируемого данными архитектурными формами уникального опыта, насыщающего настоящее всегда только наступающим и воссоздающего принцип бытия-вместе. Введенные в аналитический оборот материалы подводят к проблеме онтологии надежды.
330 ## $aThe article is devoted to the specific behavior of the community, responded to the experience of the plague with creating the sacral architecture. By referring to Russian and European materials of 14th-16th centuries the colossal existential-ontological role of these reactions is investigated - the re-creation of the existential structures of the openness of future and the compatibility, exterminated during pandemics. Author reviews Russian tradition of creating obydennye temples and European model of building sacral vow architecture intrinsic for periods of the plague pandemic and analyzes their values for restoring the social and temporal tissue of human existence that is extremely thin during the spread of the plague. The act of their creation represents the experience of the collective`s uniting, extremely atomized in the pandemic situation. The semantic resource of this architecture is the affirmation of the good`s imperishability in the circumstances of high death rate. Lively attitude toward the instance of good embodied with its forms and conveyed with the artistic motives of its interiors opens the otherness beside the life seized by the plague. So its presence creates for the collective dimension of the future`s openness, disappeared during stability of the mortal threat`s. The paper presents the understanding of the unique experience created these architectural forms - saturating the present is always only coming and recreating the principle of being together. These analytical materials lead to the problem of the ontology.
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 89-97$1210 $d2019
606 ## $aОбщенаучные и междисциплинарные знания$2AR-MARS
606 ## $aСемиотика$yРоссия$z14 в.$2AR-MARS$yЕвропа$z15 в.$z16 в.
610 0# $aвизуальная семиотика архитектуры
610 0# $aсакральное пространство
610 0# $aэпидемии
610 0# $aритуалы общности
610 0# $aжертвенность
610 0# $aтемпоральность
610 0# $aоткрытость будущего
610 0# $aобыденные церкви
610 0# $aкульт святых
675 ## $a003
686 ## $2rubbk$a13$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aКуксо$bК. А.$pСанкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна$4070$gКсения Александровна
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-89-97
005 20210924034302.8
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss89_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b89
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924
7
001 pljk19_no3_ss98_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $aeng
102 ## $aRU
200 1# $aEthno-cultural parallels in the semiotics of the architectural decor of modern style period in Simferopol$fE. R. Kotlyar
203 ## $aТекст$cнепосредственный
215 ## $cil.
225 1# $aСтатьи
320 ## $aБиблиогр.: с. 110-112
330 ## $aThe essence of the study consists in symbolic and semantic analysis of the main circle of architectural decor elements, specific to the decorative and applied art of Crimean nations. The main objectives of the study include general characteristic of Crimea, as a multi-ethnic region, saturated for many centuries with a variety of cultural later developments, which were reflected in arts and crafts as well as architecture. Due to such a variety in the architectural decor Crimea, lots of symbolic pictorial elements are traced, for which reason the author faces two more tasks: identification through the method of historicism and the comparative semantics method of each symbol and belonging thereof to a particular ethnic culture. Symbolism and allegorical character of decorative images are also associated with the long-term formation of Islamic pictorial culture in Crimea, based on plant and geometric elements, and wide influence thereof on the art of surrounding nations. Temporal area of the study covers the period of the late 19th - early 20th centuries, when Art Nouveau comes to the Crimean architecture, the overall elegant eclecticism of which contributes to the introduction of various elements of the national decor. Decor elements of buildings could indicate the ethnicity of their owner, and also contributed to the formation of the so-called "Crimean style" in the architecture of the region, which is characterized by an abundance of small "lacy" molded elements, elegant ornamentation, light colors of the facades, which, in combination with a predominantly blue sky, creates characteristic southern charm of the city.
330 ## $aЦелью данной статьи является символико-семантический анализ основного круга элементов архитектурного декора, характерных для декоративно-прикладного искусства народов Крыма. К основным задачам исследования можно отнести общую характеристику Крыма как полиэтнического региона, насыщенного на протяжении многих веков разнообразными культурными наслоениями, которые находили отражение в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Вследствие такого многообразия в декоре архитектуры Крыма прослеживается множество символических изобразительных элементов, в связи с чем перед автором встают еще две задачи: идентификация с помощью метода историзма и компаративистского метода семантики каждого из символов и определение его принадлежности к той или иной этнической культуре. Символизм и иносказательность декоративных образов связан также с многолетним формированием исламской изобразительной культуры в Крыму, базирующейся на растительных и геометрических элементах, и ее широким влиянием на искусство окружающих народов. Временным ареалом исследования является период конца XIX - начала XX вв., когда в крымскую архитектуру приходит стиль модерн, общая нарядная эклектичность которого способствует внедрению разнообразных элементов национального декора. Элементы декора зданий могли указывать на этническую принадлежность их владельца, а также способствовали формированию так называемого "крымского стиля" в архитектуре региона, который характеризуется обилием мелких "кружевных" лепных элементов, нарядной орнаментальностью, светлым цветом фасадов, что в сочетании с преимущественно синим небом создает характерный южный колорит города.
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 98-112$1210 $d2019
517 1# $aЭтнокультурные параллели в семиотике архитектурного декора Симферополя периода модерна
606 ## $aОбщенаучные и междисциплинарные знания$2AR-MARS
606 ## $aСемиотика$yРоссия$z19 в. кон.$2AR-MARS$yКрым$z20 в. нач.$yСимферополь, город
610 0# $aмодерн
610 0# $aархитектура
610 0# $aэтнические орнаменты
610 0# $aэклектика
610 0# $aархитектурный декор
610 0# $aдекоративно-прикладное искусство
610 0# $aсимволизм
610 0# $aиносказательность
610 0# $aдекоративные образы
610 0# $aисламская изобразительная культура
675 ## $a003
686 ## $2rubbk$a13$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aKotlyar$bE. R.$pCrimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol, Russia$4070$gElena R.
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-98-112
005 20210924034302.0
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss98_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b98
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924
8
001 pljk19_no3_ss113_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aВизуальные наставления в древнегреческих трагедиях об Оресте и Электре: дискурс слова и дискурс образа$fВ. К. Пичугина, А. Ю. Можайский
203 ## $aТекст$cнепосредственный
215 ## $cил.
225 1# $aСтатьи
320 ## $aБиблиогр.: с. 133-134
330 ## $aВеликие драматурги, с чьими именами связан "золотой век" древнегреческого театра, часто ставили трагедии на одни и те же сюжеты и даже с одними и теми же названиями. Обращаясь к существующим интерпретациям или создавая новые, они старались преподнести урок городу и наставить зрителей-учеников на то или иное понимание происходящих событий. Полемика между авторами древнегреческих трагедий придавала дополнительный колорит театральным агонам, а полемика между изучающими ее исследователями создавала пространство междисциплинарного диалога, в том числе по вопросам особенностей античной визуальной культуры. В статье осуществлен сравнительный анализ трех версий мифологического сюжета об Оресте и Электре, представленных в трагедии Эсхила "Жертва у гроба" (или "Хоэфоры") и одноименных трагедиях Еврипида и Софокла "Электра". Древнегреческие драматурги представляют иерархию значимости главных героев - брата и сестры, реализующих план мести за смерть их отца Агамемнона - через иерархию их добродетелей и жизненных принципов. Сопоставление трех трагедий осуществлено по схеме, которая позволяет увидеть каковы эти иерархии: 1) в начале трагедии, где происходит первая встреча Ореста и Электры, в ходе которой они пытаются утвердить свое право наставлять себя и других; 2) в моменты столкновений героев относительно того, кто и в чем имеет право наставлять под присмотром богов как высших наставников; 3) в конце трагедии, когда герои видят результаты наставлений. Город, в котором разворачивается трагическое действие, то сужается до отдельно взятой семьи, где каждый мнит себя наставником для других, то расширяется до интеллектуально-политического сообщества граждан, которые могут быть наставлены примером своих правителей. Эсхил, Еврипид и Софокл предлагают читателю/зрителю разные "форматы" визуальных наставлений, в которых объединены божественная воля и человеческие желания.
330 ## $aGreat playwrights, whose names are associated with the "golden age" of the ancient Greek theater, often put on tragedies on the same subjects and even with the same names. Turning to the existing interpretations or creating new ones, they tried to teach a lesson to the city and instruct its audience-students on a certain interpretation of the current events. The polemic between the authors of the ancient Greek tragedies gave an additional flavor to the theatre agons, and the polemic between the modern researchers studying it has created a space for an interdisciplinary dialogue on the features of the ancient visual culture, amongst other things. In the article, a comparative analysis of three versions of the mythological plot about Orestes and Electra, presented in the tragedy by Aeschylus "The Libation Bearers" and the tragedies of the same name "Electra" by Euripides and Sophocles, is carried out. These ancient Greek playwrights represent a hierarchy of the significance of the main characters - the brother and the sister, who are carrying out a plan of vengeance for the death of their father Agamemnon, through the hierarchy of their virtues and life principles. The comparison of the three tragedies is carried out according to a scheme that allows you to see these hierarchies: 1) at the beginning of the tragedy, where the first meeting of Orestes and Electra, during which they begin to try to assert their right to instruct themselves and others, takes place; 2) at the moments when the heroes come into conflict in point of who has the right to instruct under the supervision of the gods as the supreme instructors, and in what subjects; 3) at the end of the tragedy, when the heroes see the results of their instructions. The city, in which the tragic action unfolds, is either narrowing down to the particular family, where everyone thinks of himself as a mentor to the others, or expanding to the intellectual and political community of citizens who can be instructed by the example of their rulers.
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 113-134$1210 $d2019
600 #0 $aЭсхил$cдревнегреческий поэт-драматург$f525-456 до н. э.$2AR-MARS
600 #0 $aЕврипид$cдревнегреческий поэт-драматург$fоколо 480-406 до н. э.$2AR-MARS
600 #0 $aСофокл$cдревнегреческий поэт-драматург$f496-406 до н. э.$2AR-MARS
605 ## $aЭлектра$lтрагедия$2AR-MARS
605 ## $aЖертва у гроба$lтрагедия$2AR-MARS
605 ## $aХоэфоры$lтрагедия$2AR-MARS
606 ## $aОбщенаучные и междисциплинарные знания$2AR-MARS
606 ## $aСемиотика$yГреция$2AR-MARS
610 0# $aантропология города
610 0# $aвизуальные наставления
610 0# $aтеатральная визуализация
610 0# $aдискурс слова
610 0# $aдискурс образа
610 0# $aдревнегреческие драмы
610 0# $aОрест
610 0# $aЭлектра
675 ## $a003
686 ## $2rubbk$a13$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aПичугина$bВ. К.$pИнститут стратегии развития образования Российской академии образования$4070$gВиктория Константиновна
701 #1 $aМожайский$bА. Ю.$gАндрей Юрьевич$4070$pМосковский педагогический государственный университет
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-113-134
005 20210924034302.6
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss113_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b113
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924
9
001 pljk19_no3_ss135_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aСакральные визуальные образы в историографии Исаака Ньютона$fК. С. Шаров
203 ## $aТекст$cнепосредственный
215 ## $cил.
225 1# $aСтатьи
320 ## $aБиблиогр.: с. 153-155
330 ## $aЦель данной работы - проанализировать особенности содержания историографических рукописей английского философа, ученого и теолога Исаака Ньютона, связанных с интерпретацией сакрального символизма, и установить место и роль сакральных символов, их связь с древнееврейской Скинией и Иерусалимским Храмом в цивилизационной теории мыслителя. Объект исследования - неопубликованные архивные рукописи сэра Исаака из Библиотеки Королевского Колледжа (Кембридж), Библиотеки Нью-Колледжа (Оксфорд), Национальной Библиотеки Израиля (Иерусалим), Бабсоновской коллекции Библиотеки Хантингтона (Калифорния, США). Для решения задач использовались принципы и приемы герменевтического, историко-философского, лингвистического и структурного анализа. В результате исследования установлено, что в своей визуальной семиотике Ньютон использовал комплекс идей prisca sapientia (мудрости древних). По Ньютону, в рамках этой древней традиции физико-химические и космологические идеи, отражающие единство и полноту материального мира и выраженные в представлениях о Вселенной, Галактике, Солнечной системе, гармонии агрегатных состояний вещества и их взаимном превращении, могут служить основой анализа путей развития древних цивилизаций. Выявлено, что, по Ньютону, древние греки, а затем и римляне научились от египтян знанию prisca sapientia, восприняли и переосмыслили ветхозаветные библейские визуальные символы. Так возникла пританейская архитектурная, космологическая и культурно-сакральная традиция, базировавшаяся на архитектурных иероглифах структуры Вселенной. В своей цивилизационной теории Ньютон доказывает преимущество иудейской культурной традиции перед античной и древневосточной.
330 ## $aThe purpose of this work is 1) to analyse the features of the content and style of historiographical works of the English philosopher, scientist and theologian Isaac Newton, connected with the sacred symbolism; and 2) to find out the place and role of sacred symbols in the civilisation theory of the thinker. This study of Sir Isaac Newton`s understanding of Biblical symbolism is based on the analysis of his unpublished manuscripts from the Library of King`s College (Cambridge), Library of New College (Oxford), National Library of Israel (Jerusalem), Babson Library Collection in California. The principles and techniques of hermeneutic, historical philosophical, linguistic and structural analysis were used to achieve the task of the paper. As a result of our research, it is found out that in forming his civilisation theory Newton used a complex of prisca sapientia (ancient wisdom) ideas. According to Newton, physicochemical and cosmological ideas reflecting the unity and completeness of the material world and expressed in the notions of the Universe, Galaxy, Solar system, harmony of the aggregate states of matter and their mutual transformation, can serve as the basis of our understanding the ways of the ancient civilisation development. It is revealed that, according to Newton, when the ancient Greeks and later Romans learned the knowledge of prisca sapientia from the Egyptians, they perceived and re-interpreted the Old Testament biblical visual symbols. Thus, the Prytan? um architectural, cosmological and cultural-sacred tradition arose, that was based on the architectural hieroglyphs of the structure of the Universe. In his historiographical manuscripts, Newton proves the advantage of the Jewish religious and cultural tradition and its chronological precedence over the antique and ancient Eastern ones. It is assumed that complex and obscure style as well as rather rough philological stylistics of the Newtonian historiographical works may be caused by the two reasons.
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 135-155$1210 $d2019
600 #1 $aНьютон$bИ.$cанглийский математик; механик; астроном; физик$f1642-1726$gИсаак$2AR-MARS
606 ## $aОбщенаучные и междисциплинарные знания$2AR-MARS
606 ## $aСемиотика$2AR-MARS
610 0# $aсимволы
610 0# $aсимволизм
610 0# $aсакральные знаки
610 0# $aбиблейский символизм
610 0# $aгерменевтика
610 0# $aархитектурные символы
610 0# $aархитектурные иероглифы
610 0# $aхристианские неканонические проповеди
610 0# $aлитературные проповеди
610 0# $aхристианская гомилетика
610 0# $aрелигиозно-научная гомилетика
610 0# $aархивные рукописи
610 0# $aprisca sapientia
610 0# $aмудрость древних
675 ## $a003
686 ## $2rubbk$a13$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aШаров$bК. С.$pМосковский государственный университет имени М. В. Ломоносова$4070$gКонстантин Сергеевич
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-135-155
005 20210924034302.5
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss135_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b135
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924
10
001 pljk19_no3_ss156_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aВизуальная семиотика армянской революции: вещи и символы$fЕ. Г. Маргарян
203 ## $aТекст$cнепосредственный
215 ## $cил.
225 1# $aСтатьи
320 ## $aБиблиогр.: с. 180-181
330 ## $aЦель статьи: выявить возникновение символических смыслов / знаков / кодов в визуальных репрезентациях политических трансформаций на материале визуальных образов Бархатной революции в Армении 2018 г. Революция, как и любая смена общественно-политической парадигмы, неизбежно влечет метонимию, замещение старых, набивших оскомину образов, социокодов на новые. Революция 2018 г. в Армении если не по новизне, то по количеству новообразованных знаков / кодов вполне сопоставима с классическими революциями былых времен. В ходе революции лидеры и рядовые участники проявили удивительную креативность в конструировании и мемизации новых визуальных образов, обыгрывании скрытых символических знаков - бороды, одежды, аксессуаров и пр. Революцию вершат неординарные личности, способные, кроме прочего, подняться над повседневными штампами и стереотипами. Поэтому в эпоху революционных перемен резко возрастает роль невербального социального воздействия. Не обладая мощью государственной агитмашины, ресурсами и властью, революционеры вынужденно используют самые разнообразные приемы, проявляя гибкость, находчивость и революционный напор. Вместе с тем, в условиях стремительно меняющихся реалий постмодерного сетевого общества роль невербального социального взаимодействия приобретает решающее значение. Движущей силой любой революции является молодежь, с которой необходимо говорить на ее языке, избегая поучительного тона и утомляющей наррации с обтекаемыми формулировками и отсутствием смыслополагания. Гораздо эффективнее и доходчивее ясные и хлесткие слоганы в духе напористых и выразительных "окон РОСТА". В Армении таким слоганом стал: "Сделай шаг... " - слоган многоразового пользования, "заряжаемый" в зависимости от меняющейся политической конъюнктуры, подобно ружью, новыми целями и задачами.
330 ## $aThe purpose of the article is to reveal the formation of symbolic meanings/ signs/codes in the visual representations of political transformations on the material of the Velvet revolution visual images in Armenia in 2018. Revolution, like any change in the socio-political paradigm inevitably leads to a metonymy, a substitution of the old, hackneyed images, sociocodes for a new ones. The revolution of 2018 in Armenia, if not by novelty, then by the number of newly formed signs/codes, is highly comparable with the classical revolutions of the past. During the revolution, the leaders and ordinary members have shown amazing creativity in the design and memoization of new visual images playing up the hidden symbolic signs, beards, clothes, accessories, etc. Extraordinary individuals who are able, among other things, to rise above everyday cliches and stereotypes, carry out the revolution. Therefore, in an era of revolutionary change, the role of nonverbal social impact is increasing dramatically. Not possessing the power of the State`s propaganda machines, resources and power, revolutionaries are forced to use a variety of techniques, showing flexibility, resourcefulness and revolutionary pressure. However, the role of nonverbal social interaction becomes crucial in conditions of rapidly changing realities of postmodern network society. The driving force behind any revolution is the youth, with whom it is necessary to speak in its language, avoiding instructive tone and tiring narrative with streamlined formulations and lack of meaning. Much more effective and intelligible clear and scathing slogans in the spirit of assertive and expressive "ROST Windows". In Armenia, the slogan was: "take a step... " - a slogan of multiple use, "charged", each time depending on the changing political situation, like a gun, new goals and objectives.
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 156-181$1210 $d2019
606 ## $aОбщенаучные и междисциплинарные знания$2AR-MARS
606 ## $aСемиотика$yАрмения$z2018 г.$2AR-MARS
610 0# $aАрмянская бархатная революция
610 0# $aвизуальные образы
610 0# $aструктурная иерархия
610 0# $aсемиотика бороды
610 0# $aсемиотика одежды
610 0# $aсетевое сообщество
610 0# $aвизуальная семиотика
610 0# $aсимволические смыслы
675 ## $a003
686 ## $2rubbk$a13$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aМаргарян$bЕ. Г.$pРоссийско-Армянский (Славянский) университет$4070$gЕрванд Грантович
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-156-181
005 20210924034302.5
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss156_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b156
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924
11
001 pljk19_no3_ss182_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aПриемы визуализации в формировании мотива искушения в рассказе Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой"$fЕ. А. Полева
203 ## $aТекст$cнепосредственный
225 1# $aСтатьи
320 ## $aБиблиогр.: с. 196
330 ## $aРассказ В. Астафьева "Конь с розовой гривой" анализируется в соотнесении с архетипическим (библейским) мотивом "искушения жены". Мотив искушения, как правило, входит в сюжет "договор человека с дьяволом", имеющий следующую мотивную структуру: искушение и отпадение человека от миропорядка; партнерство с инфернальным помощником-вредителем; раскаяние, заступничество за согрешившего и, как следствие, его воссоединение с миропорядком (В. И. Тюпа). Сюжет рассказа В. Астафьева, в целом, следует этой инвариантной схеме. При анализе рассказа особое внимание уделяется приемам визуальности, оформляющим мотив искушения на разных уровнях поэтики произведения. Во-первых, интерпретируется пространственная организация рассказа, в которой проявляется семантика восхождения и спуска / грехопадения; гармоничного сосуществования с миром и утраты "миропорядка", отпадения от дома-рая. Во-вторых, исследуются приемы создания образов персонажей. Рассказ В. Астафьева является, прежде всего, автобиографическим рассказом о детстве, созданном на основе поэтики психологизма. Поэтому особенности внешности и поведение персонажей, в первую очередь, обусловлены обстоятельствами жизни, возрастом и характером. Например, Санька - типичный деревенский мальчишка-хулиган. Однако писатель использует "двойное кодирование", отбирая для его портрета детали, отсылающие к облику змея-искусителя / "беса" ("кровяные" глаза, голова в буграх, сквернословие, заигрывание с "нечистой силой" и пр. ). Условно-символический, аллюзивный план важен для понимания авторской концепции произведения: вписывая частную, бытовую историю в библейский контекст, писатель выражает уверенность, что судьбоносный выбор совершается каждым человеком, а мелкое искушение влечет за собой существенные последствия (утрату гармонии с миром, отчаяние, гибель души). Использование мотива искушения в рассказе позволяет В. Астафьеву поставить проблему свободы воли, связанную не с искусителем (он не стоит перед выбором), а искушаемым (автобиографическим героем Витькой).
330 ## $aThe article analyses the plot of the story by Victor Astafiev "The Horse with the Pink Mane" in correlation with archetypic (biblical) motive of "temptation of wife". The temptation motive is included, as a rule, into the subject structure designated in literary criticism as "a contract of a person with a devil". The plot is formed by several motives. Based on work of Valeri Tyupa, we can distinguish the following: temptation and casting-off of a person from the world order; partnership with infernal helper-wrecker; remorse, the intercession of a sinner and, as consequence, their reunion with the world order. The plot of the story by Victor Astafiev, as a whole, follows this invariant scheme. When analyzing the story, a special attention is given to visualization techniques that make out the temptation motive at different levels of the poetics of the story. First, the spatial organization of the story is interpreted, in which the semantics of an ascension and descent / fall is developed, as well as harmonious coexistence with the world and the loss of "world order", casting-off from a paradise house. Second, the techniques of the creation of characters` images are investigated. It is noted, that, first of all, this is an autobiographical story about the childhood created on the basis of the poetics of psychologism. However, the writer uses "double coding": the image of Sanka is one of a rural hooligan boy but simultaneously refers to the image of the serpent / "demon" ("blood-shot" eyes, a head with bumps, foul language, advances with the "evil spirit" and so forth). In the story by Victor Astafiev, as well as in the Bible story, there is the problem of a free will linked not to the tempter (he doesn`t have to make a choice) but to the tempted one (autobiographical hero Vitka).
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 182-196$1210 $d2019
600 #1 $aАстафьев$bВ. П.$cрусский писатель$f1924-2001$gВиктор Петрович$2AR-MARS
605 ## $aКонь с розовой гривой$lрассказ$2AR-MARS
606 ## $aОбщенаучные и междисциплинарные знания$2AR-MARS
606 ## $aСемиотика$2AR-MARS
610 0# $aпоэтика визуальности
610 0# $aпространственная поэтика
610 0# $aсибирская литература
610 0# $aобраз ребенка
610 0# $aмотив искушения
675 ## $a003
686 ## $2rubbk$a13$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aПолева$bЕ. А.$pТомский государственный педагогический университет$4070$gЕлена Александровна
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-182-196
005 20210924034302.0
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss182_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b182
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924
12
001 pljk19_no3_ss197_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aСергей Параджанов как текст: человек, габитус, интерьер (на материале визуальных текстов)$fТ. С. Симян
203 ## $aТекст$cнепосредственный
215 ## $cил.
225 1# $aСтатьи
320 ## $aБиблиогр.: с. 215
330 ## $aСтатья посвящена великому кинорежиссеру Сергею Параджанову, его габитусу (социокультурному поведению), неповторимой индивидуальности. Особое место уделяется семиозису приватного и социального пространства. Основным эмпирическим материалом послужили его фотографии, а также текстовые и визуальные артефакты (коллажи, кинофильмы, письма, сценарии). Методологической базой для описания стала теория Пьера Бурдье и семиотический метаязык. По ходу описания габитуса С. Параджанова автор статьи представляет его как человека (культурной) границы, гибридного человека, поскольку он был носителем разных культур: армянской, грузинской, русской, украинской. Особое место в статье уделяется интерьеру его тбилисской квартиры, ее "вещной" составляющей, а также синтагматическому ряду культурных артефактов. Уделяется специальное внимание семиотическому пространству туалета, его ироническому, юмористическому и политическому контексту. Визуальный материал предоставил возможность проанализировать и структуру тбилисского итальянского дворика, а также перформансы, фотосессию великого режиссера в его же социальном пространстве. С. Параджанов превращал свое пространство в праздник, эстетизировал еду, выдумывал перформансы для гостей. Важным моментом для описания его габитуса составили зековские "атавизмы", субкультура советского лагеря, а также описание его иерархического статуса "на зоне". Контурно раскрываются причины "агрессии" советского истеблишмента по отношению к С. Параджанову. Его шутливо-политический перформанс и выступление перед деятелями культуры "подготовили" почву для сфабрикованного уголовного дела с отбыванием пятилетнего срока в колонии строгого режима. Анализ эмпирического материала показал, что великий режиссер творил не только во время работы над созданием киношедевров, но и в утилитарном пространстве. Его тбилисская квартира была не только пространством обитания, но и творческой лабораторией, мастерской, костюмерной и, наконец, театром.
330 ## $aThe article is devoted to the great film director Sergei Parajanov, his Habitus (sociocultural behavior), and unique personality. Special attention is paid to the semiosis of privacy and of social space. Parajanov`s photographs, as well as textual and visual artifacts (collages, movies, letters, and scripts) are comprised the main empirical material for the present paper. The methodological basis for the description was theory of Pierre Bourdieu and semiotic metalanguage. In the course of describing the Habitus of S. Parajanov, the author presents him as a representative of cultural border, a hybrid human, since Parajanov was a carrier of different cultures (Armenian, Georgian, Russian, and Ukrainian). A special place in the article is given to the interior of his Tbilisi apartment, the "real" component, as well as to the syntagmatic series of cultural artifacts. Special attention is also paid to the semiotic space of the toilet, its ironic, humorous and political context. The visual material provided an opportunity to analyze the structure of the Italian courtyard in Tbilisi, as well as the performances, the photo session of the great director in his own social space. S. Parajanov turned his vivid space into a holiday, aestheticized food, invented performances for guests. An important point for describing Parajanov`s Habitus was also prisoner "atavism", a subculture of the Soviet camp, as well as a description of its hierarchical status in the zone. The reasons of the "aggression" of the Soviet establishment against. S. Parajanov are outlined and described as being connected with his playful-political performance (greetings of the demonstrators through L. Brezhnev`s eye) and a speech in front of cultural figures which "prepared" the ground for the fabricated criminal case, culminating in an eventual five-year term in a strict regime colony. An analysis of the empirical material showed that the great director worked not only while making masterpiece films, but also in the utilitarian space.
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 197-215$1210 $d2019
600 #1 $aПараджанов$bС. И.$cсоветский кинорежиссер; сценарист и художник$f1924-1990$gСергей Иосифович$2AR-MARS
606 ## $aОбщенаучные и междисциплинарные знания$2AR-MARS
606 ## $aСемиотика$yГрузия$2AR-MARS$yТбилиси, город$yТифлис, город
610 0# $aсемиотика поведения
610 0# $aсемиотика интерьера
610 0# $aприватное пространство
610 0# $aсемиотика туалета
610 0# $aворовская иерархия
610 0# $aповседневная история
610 0# $aсамоирония
610 0# $aирония
610 0# $aсарказм
610 0# $aэпатажное мышление
610 0# $aармянская культура
610 0# $aгрузинская культура
610 0# $aрусская культура
610 0# $aукраинская культура
675 ## $a003
686 ## $2rubbk$a13$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aСимян$bТ. С.$pЕреванский государственный университет$4070$gТигран Сержикович
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-197-215
005 20210924034302.4
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss197_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b197
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924
13
001 pljk19_no3_ss216_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aИконографический интертекст в анимационном фильме А. К. Петрова "Моя любовь"$fЮ. В. Донскова, О. А. Махно
203 ## $aТекст$cнепосредственный
225 1# $aСтатьи
320 ## $aБиблиогр.: с. 224
330 ## $aВ статье рассматриваются особенности мультиплицирования художественного текста на примере анимационного фильма А. К. Петрова "Моя любовь", снятого по роману "История любовная" И. С. Шмелева. Мы анализируем, каким образом режиссер при помощи иконологического подхода к тексту романа, переосмысления рамочного компонента оригинала, а также благодаря работе с эмотивным пространством художественного произведения конструирует новый топос впечатления в поэтике мультипликационного текста. По нашему мнению, изменение названия как рамочного компонента с безличного и отстраненного "История любовная" у И. С. Шмелева на персонализированное камерное "Моя любовь" у А. К. Петрова приводит к смещению ракурса восприятия, создавая акцент на исповедальность повествования. Следующей точкой формирования эмотивного пространства является иконологический подход к анимационному тексту, на котором основывается методика анализа в данной статье. Мы считаем, что при передаче внутреннего эмотивного пространства А. К. Петров следует за визуально-графическими акцентами оригинального произведения, а также использует традиционную христианскую символику, метафорическую кинетику персонажей (внедрение жестов-иллюстраторов), а также частотное обращение к романтическим образам, относящимся к культурным универсалиям. Особое внимание мы уделяем важности для А. К. Петрова передачи эмотивного пространства изображаемой И. С. Шмелевым эпохи. Для этого мультипликатор обращается к иконографии жанровой живописи конца ХIХ - начала ХХ века, усложняя тем самым информационный код мультфильма. Таким образом, анимационная лента А. К. Петрова "Моя любовь" превращает текст И. С. Шмелева "История любовная" в архетипическую историю-иносказание, расширяя границы от частного случая подростковой любви до универсальной истории о противоборстве добра и зла, света и тьмы, духовного и телесного.
330 ## $aGreat playwrights, whose names are associated with the "golden age" of the ancient Greek theater, often put on tragedies on the same subjects and even with the same names. Turning to the existing interpretations or creating new ones, they tried to teach a lesson to the city and instruct its audience-students on a certain interpretation of the current events. The polemic between the authors of the ancient Greek tragedies gave an additional flavor to the theatre agons, and the polemic between the modern researchers studying it has created a space for an interdisciplinary dialogue on the features of the ancient visual culture, amongst other things. In the article, a comparative analysis of three versions of the mythological plot about Orestes and Electra, presented in the tragedy by Aeschylus "The Libation Bearers" and the tragedies of the same name "Electra" by Euripides and Sophocles, is carried out. These ancient Greek playwrights represent a hierarchy of the significance of the main characters - the brother and the sister, who are carrying out a plan of vengeance for the death of their father Agamemnon, through the hierarchy of their virtues and life principles. The comparison of the three tragedies is carried out according to a scheme that allows you to see these hierarchies: 1) at the beginning of the tragedy, where the first meeting of Orestes and Electra, during which they begin to try to assert their right to instruct themselves and others, takes place; 2) at the moments when the heroes come into conflict in point of who has the right to instruct under the supervision of the gods as the supreme instructors, and in what subjects; 3) at the end of the tragedy, when the heroes see the results of their instructions. The city, in which the tragic action unfolds, is either narrowing down to the particular family, where everyone thinks of himself as a mentor to the others, or expanding to the intellectual and political community of citizens who can be instructed by the example of their rulers.
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 216-224$1210 $d2019
600 #1 $aПетров$bА. К.$cсоветский и российский художник-мультипликатор; сценарист; продюсер; режиссер$f1957-$gАлександр Константинович$2AR-MARS
600 #1 $aШмелев$bИ. С.$f1873-1950$gИван Сергеевич$cрусский писатель$2AR-MARS
605 ## $aМоя любовь$lанимационный фильм$2AR-MARS
605 ## $aИстория любовная$lроман$2AR-MARS
606 ## $aОбщенаучные и междисциплинарные знания$2AR-MARS
606 ## $aСемиотика$z19 в. кон.$2AR-MARS$z20 в. нач.
610 0# $aсемиотика кино
610 0# $aинтертексты
610 0# $aиконология
610 0# $aиконография
610 0# $aанимационные тексты
610 0# $aкинотексты
610 0# $aисповедальность повествования
610 0# $aэмотивное пространство
610 0# $aвизуально-графические акценты
610 0# $aмультфильмы
675 ## $a003
686 ## $2rubbk$a13$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aДонскова$bЮ. В.$pПервый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова$4070$gЮлия Викторовна
701 #1 $aМахно$bО. А.$gОльга Андреевна$4070$pНезависимый исследователь
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-216-224
005 20210924034302.3
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss216_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b216
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924
14
001 pljk19_no3_ss225_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $a"Славянские руны" на российских экранах: репрезентация неоязыческого мифа$fА. А. Бесков
203 ## $aТекст$cнепосредственный
215 ## $cил.
225 1# $aСтатьи
320 ## $aБиблиогр.: с. 251-253
330 ## $aРассматривается история закрепления в сознании российского зрителя мифа о славянских рунах, которые изображаются в фильмах и телепередачах как древняя дохристианская славянская письменность. Науке ничего не известно о существовании у славян письменности, похожей на руническую. Представления о существовании славянских рун являются современным мифом. Его генезис связан с появлением в постсоветской России псевдонаучной исторической литературы и ее влиянием на становление литературного жанра славянского фэнтези. Впервые этот миф, очень популярный в среде русских неоязычников, отразился в кино в 2004 г. в фильме "Легенда о Кащее". Фильм стал первым воплощением на экране жанра славянского фэнтези. Зритель может увидеть знаки, очень похожие на скандинавские руны, в чертогах славянских божеств. С тех пор руны стали востребованным атрибутом российских фильмов и сериалов мистической направленности. Даже если они не связываются со славянами напрямую, они включаются в контекст российского историко-культурного наследия. Так зрители привыкают ассоциировать вид рунических надписей с языческими верованиями Древней Руси. Еще больший вклад в формирование подобных представлений вносят телепередачи, в особенности, выходящие на канале "РЕН ТВ". В них прямо говорится о существовании развитой славянской рунической письменности, часто используются шрифты, стилизованные под руны. Все это созвучно идеям русских неоязычников, которых тоже постоянно показывают в этих передачах. Но если недавно можно было думать, что славянские руны являются частью маргинальной субкультуры приверженцев фольк-хистори и увидеть их в респектабельных СМИ невозможно, то сейчас ситуация изменилась. В 2018 г., в православную Пасху, Первый канал показал документально-игровой фильм "Крещение Руси". Титры этого фильма стилизованы под рунические надписи. Таким образом, несмотря на проправославный характер фильма, он подыгрывает русским неоязычникам, закрепляя популярную в их среде точку зрения о существовании у славян рунической письменности.
330 ## $aThis article examines the process of formation in the minds of Russian viewers of the Slavic runes myth, which are depicted in films and TV programs as an ancient form of pre-Christian Slavic writing. This article shows that science knows nothing about the Slavs writing, similar to the runic writing. This fact allows us to assert that the idea of the existence of Slavic runes is a modern myth. Its genesis is connected with the appearance of pseudo-scientific historical literature in post-Soviet Russia and its influence on the formation of the literary genre of Slavic fantasy. For the first time this myth, which is very popular among Russian neopagans, hit the screens in 2004, when a four-part film series The Legend of Kashchei was released. The film was the first screen incarnation of this genre of Slavic fantasy. The viewer can see signs very similar to Scandinavian runes in the Slavic deities` palace. Since that time, runes have become a popular feature of Russian mystical films and serials. Even if the runes do not intertwine directly with the Slavs, they are included in the context of Russian historical and cultural heritage. So viewers get used to associate the image of runic inscriptions with the pagan beliefs of ancient Russia. An even larger contribution to the formation of such representations has been made by TV programs, in particular, those shown on the channel REN TV. The existence of a highly developed Slavic runic written language is discussed as a fact in a number of such programs and fonts, stylized like the Scandinavian runes, are often used in the visual design of some of them. All this is fully in line with the ideas of Russian neo-pagans which, by the way, we can see in all these movies. But if recently it was possible to think that the Slavic runes are part of the marginal subculture of pseudohistory adherents and that it is impossible to see them in respectable media, now the situation has changed. In 2018, in Orthodox Easter, Channel One showed a docudrama The Baptism of Rus`.
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 225-253$1210 $d2019
605 ## $aЛегенда о Кащее$lфильм$2AR-MARS
605 ## $aКрещение Руси$lдокументально-игровой фильм$2AR-MARS
606 ## $aОбщенаучные и междисциплинарные знания$2AR-MARS
606 ## $aСемиотика$yРоссия$z2004 г.$2AR-MARS$yДревняя Русь$z2018 г.
610 0# $aсемиотика кино
610 0# $aсовременная мифология
610 0# $aруническая письменность
610 0# $aфольк-хистори
610 0# $aнеоязычество
610 0# $aнацизм
610 0# $aмассовое историческое сознание
610 0# $aроссийское телевидение
610 0# $aроссийское кино
610 0# $aэкранная культура
675 ## $a003
686 ## $2rubbk$a13$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aБесков$bА. А.$pНижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина$4070$gАндрей Анатольевич
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-225-253
005 20210924034302.4
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss225_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b225
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924
15
001 pljk19_no3_ss254_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aМетодологические стратегии и концепты антропологии города$fС. В. Пирогов
203 ## $aТекст$cнепосредственный
225 1# $aДоклады
320 ## $aБиблиогр.: с. 265-267
330 ## $aВ докладе обсуждаются методологические средства преодоления крайностей позитивистской и герменевтической стратегий изучения города. Обращается внимание на индивидуальные различия городов и явлений городской жизни. Проанализированы возможности и предметные области следующих концептуальных подходов к изучению индивидуальности городов: типология, феноменология, топология. В докладе представлены концепты изучения индивидуальности городов: топосы городской среды, повседневные практики горожан, габитус города. Показано, что в топологической перспективе город выглядит как "пазл" жизненных миров, как композиция качественно определенных мест - топосов. Концепт повседневных практик горожан рассматривается как связующее звено, медиум между структурой города и смыслами его обитателей. Методологическая идея габитуса города - свести в единую модель разные аспекты жизни города, показав их взаимозависимость: гештальты восприятия, нарративы, практики производства и потребления, экономические тренды, культурные схематизации. В докладе обоснована проектно-прогнозная ценность понятия "габитус города", исследованы наблюдаемые обстоятельства существования габитуса города и условия его формирования.
330 ## $aThe report discusses methodological tools for overcoming the extremes of the positivist and hermeneutic strategies for studying the city. Attention is drawn to individual differences between cities and urban life phenomena. The possibilities and subject areas of typology, phenomenology, topology as conceptual approaches to studying the individuality of cities are analyzed. The author introduces the concepts of studying the individuality of cities: topoi of the urban environment, everyday practices of citizens, the habitus of the city. It is shown that in the topological perspective the city looks like a "puzzle" of vital worlds, as a composition of qualitatively defined places - topoi. The concept of everyday practices of citizens is considered as a connecting link, a medium between the structure of the city and the meanings of its inhabitants. The methodological idea of the city habitus is to bring together different aspects of city life into a single model, showing their interdependence: gestalts, narratives, production and consumption practices, economic trends, cultural schematizations. The report substantiates the value of the concept "city habitus", explores the observed circumstances of the city habitus existence and the conditions for its formation.
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 254-267$1210 $d2019
606 ## $aОбщенаучные и междисциплинарные знания$2AR-MARS
606 ## $aСемиотика$2AR-MARS
610 0# $aобраз города
610 0# $aтопос городской жизни
610 0# $aповседневные практики
610 0# $aтипы городов
610 0# $aгабитус города
610 0# $aметодологические стратегии
675 ## $a003
686 ## $2rubbk$a13$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aПирогов$bС. В.$pНациональный исследовательский Томский государственный университет$4070$gСергей Владимирович
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-254-267
005 20210924034302.5
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss254_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b254
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924
16
001 pljk19_no3_ss268_ad1
100 ## $a20210924d2019 |||y0rusy0400
101 0# $arus
102 ## $aRU
200 1# $aУниверситет и формирование урбанистической реальности$fС. С. Аванесов
203 ## $aТекст$cнепосредственный
225 1# $aДоклады
320 ## $aБиблиогр.: с. 276
330 ## $aВ докладе проясняется позиция университета в современном городе. Рассмотрено соотношения города и университета как культурно-антропологических конструктов, выражающих собой экзистенциальный порядок человеческого существования. Изложена роль университета в создании, структурировании и трансформации культурного пространства города, а также его миссия: формирование антропологической реальности. Аргументирована позиция открытости университета городу и города университету. Исследована перспектива преодоления университетом строгой локальной привязки к определенному месту в перспективе осмысления и визуального структурирования городского пространства в целом. Обозначена перспектива взаимной прозрачности и слияния города и университета в контексте решения общей задачи гуманизации обитаемого пространства.
330 ## $aThis report clarifies the position of the university in the modern city. The relationship between the city and the university as cultural and anthropological constructs expressing the existential order of human existence is considered. The author defines the role of the university in the creation, structuring and transformation of the cultural space of the city. The article formulates the university mission, which is the formation of anthropological reality. The position of openness of the university to the city and the city to the university is argued. The prospect of overcoming the university\'s strict local binding to a specific place in the perspective of understanding and visual structuring of urban space is investigated. The author outlines the perspective of mutual transparency and the merger of the city and the university in the context of solving the general problem of humanization of habitable space.
461 #0 $1011 $a2312-7899$12001 $aПраксема. Проблемы визуальной семиотики
463 #0 $12001 $a№ 3 (21)$vС. 268-276$1210 $d2019
606 ## $aОбщенаучные и междисциплинарные знания$2AR-MARS
606 ## $aСемиотика$2AR-MARS
610 0# $aгорода
610 0# $aуниверситеты
610 0# $aобитаемое пространство
610 0# $aвизуальная среда
610 0# $aпространственная локализация
610 0# $aгуманизация урбанистики
675 ## $a003
686 ## $2rubbk$a13$vТаблицы для массовых библиотек
700 #1 $aАванесов$bС. С.$pНовгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого$4070$gСергей Сергеевич
856 4# $uhttps://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-268-276
005 20210924034302.6
901 ## $aдля МАРК-SQL$tb
014 ## $aRUMARS-pljk19_no3_ss268_ad1$2AR-MARS
903 ## $acode$bpljk$cНаучная библиотека Томского государственного педагогического университета$d20547
903 ## $ayear$b2019
903 ## $ano$b3
903 ## $ass$b268
903 ## $aad$b1
801 #0 $aRU$b63413108$c20210924$gRCR
801 #1 $aRU$b63413108$c20210924
801 #2 $aRU$bAR-MARS$c20210924$gRCR
801 #3 $aRU$bAR-MARS$c20210924